Поступательный рост популярности

Автор фото: Зыгарь Ирина

Больше половины коммерческого автотранспорта по ряду марок сегодня приобретается по договору лизинга. Производители активно используют этот канал продаж.

Количество коммерческого транспорта, приобретаемого за деньги, с каждым годом существенно уменьшается. "Лизинг превратился в инструмент продаж и все чаще становится решающим аргументом в жесткой конкурентной борьбе за клиента. Наблюдается интересная тенденция: клиент задает первый вопрос о существовании собственной лизинговой компании, а затем уже поднимается вопрос интересующей техники", — говорит Андрей Булавка, руководитель отдела продаж грузовых автомобилей петербургского филиала ООО "МАН Трак энд Бас РУС".
Директор департамента маркетинга ОАО "КАМАЗ" Сергей Колесников отмечает, что популярность лизинга поступательно возросла после кризиса 2008 – 2009 годов: "Это связано с посткризисным восстановлением строительной отрасли, промышленного производства, грузоперевозок. Предприниматели поняли, что лизинг — более выгодный вариант, чем кредиты. В первую очередь, из–за возможности снизить затраты по налогу на прибыль. Кроме того, долгосрочный лизинг позволяет минимизировать многие риски. При этом по затратам он сопоставим с обычной арендой, но выгода более существенная: когда срок лизинга заканчивается, лизингополучатель становится собственником транспортного средства".

Лизинг перевешивает

Некоторые поставщики коммерческого автотранспорта заявляют, что с помощью лизинга они реализуют большую часть своей техники. "Если в прошлом году соотношение продаваемой техники в лизинг, кредит или за свободные финансовые средства примерно были в равных пропорциях, то тенденция 3 месяцев 2013 года показывает, что такой финансовый инструмент, как лизинг, опять стал востребован. Соотношение — 80% к 20% от общего количества клиентов, которые хотят приобрести машины в лизинг", — говорит Олег Ильин, генеральный директор ООО "Хендэ ЦМТ" (официальный дилер HYUNDAI по коммерческой технике).
По данным пресс–службы группы "ГАЗ", в 2012 году доля лизинговых поставок автобусов (марки ЛИАЗ и ПАЗ) в СПб и Ленобласть составила около 60% общего объема продаж автобусной техники производителя в этом регионе. "Основные лизингополучатели наших автобусов — частные и муниципальные пассажирские автотранспортные предприятия, которые используют нашу технику на городских, пригородных и междугородних маршрутах", — рассказывает Олег Осколков, директор филиала "Санкт–Петербург" дивизиона "Автобусы" группы "ГАЗ".
Продажи легких коммерческих автомобилей ГАЗ в лизинг в Петербурге пока не столь велики и составляют сегодня порядка 11% в розничных продажах (в 2011 году — 8,5%). Основными покупателями данной техники в лизинг являются индивидуальные предприниматели, занятые в сфере перевозок и торговли, а также организации, занимающиеся строительно–монтажными работами, агрофирмы, жилищно–сервисные службы, дорожно–строительные организации.

Фирменные программы

Лизинговые компании стали чаще предлагать клиентам специальные программы по отдельным видам и маркам автотранспорта. Выгодные условия можно получить от аффилированных с производителями лизинговых структур.
Растущая конкуренция между лизинговыми компаниями приводит к появлению на рынке доступных по цене и гибкости программ. По словам Сергея Колесникова, лизинговые предложения от "КАМАЗ–ЛИЗИНГ" стали более гибкими, ориентированными под различные категории клиентов. Компания снизила размеры удорожания всех базовых лизинговых продуктов, сокращено количество предоставляемых документов для принятия решения о заключении договора лизинга.

Ожидание роста

По мнению Сергея Колесникова, в 2013 году сохранятся низкие темпы роста рынка лизинга грузовых автомобилей — этому способствуют высокая база роста и нестабильность в экономике страны. В результате прирост рынка, оценивает он, составит 5 – 10%. В группе "ГАЗ" в этом году ожидают рост лизинговых продаж в Петербурге на 15 – 20%.
Олег Осколков полагает, что ощутимую роль в увеличении продаж, в том числе по лизингу, могут оказать государственные программы, стимулирующие обновление парка пассажирских перевозок. Например, программа софинансирования приобретения автобусов.
Большой потенциал в замене старого автопарка видит Олег Ильин: "Возраст более 75% коммерческих автомобилей превышает 10 лет, и собственники автопарков должны либо делать ремонт, который с каждым годом требует все больших затрат, либо приобретать новые машины". Повышению уровня продаж может способствовать ужесточение или полный запрет эксплуатации старых грузовиков и автобусов.