Известный азиатский блогер и бизнесмен Ганг Лу рассказал "ДП", что происходит в китайском Интернете и на чем пытается заработать местная молодежь. Выяснилось, что китайцы больше думают о деньгах в офлайне и всегда понимают, о чем нельзя писать в соцсетях.
Вас называют самым влиятельным блогером в Китае, освещающим тему новых бизнес–проектов. Это на самом деле так?
— Я фокусируюсь на стартапах уже несколько лет, именно из–за этого я получил большую популярность. Я как бы мост между Западом и Китаем, то есть между глобальной стартап–системой и локальной, китайской. Наверное, я единственный блогер в стране, кто пишет и о глобальной ситуации в мире в этой сфере, соединяя эту тему с местной.
Вы чувствуете свое влияние?
— Думаю, что множество китайских проектов хотели бы, чтобы я написал о них в своем блоге, чтобы на них обратили внимание. Думаю, этого хотят не только китайские предприниматели, но и те, кто находится в других странах и стремится выйти на рынок Китая.
Я чувствую, что у меня есть некая сила в стартап–сообществе, однако мое влияние не настолько большое, насколько вы себе это хотите представить. Другое дело, что я действительно могу повлиять на мнение значимых для проектов влиятельных людей, они правда слушают, что я говорю.
Ваш блог приносит вам ощутимый доход или вы зарабатываете чем–то другим?
— Блогинг приносит только маленький доход, основную часть денег сейчас я получаю от собственного бизнеса, мой блог долгое время был для меня только хобби. Одно из направлений моего бизнеса — организация больших стартап–мероприятий. Например, мероприятие ChinaBang, владельцем которого я являюсь. Там деньги уже идут от спонсоров.
Блогер может заработать на онлайн–рекламе, однако такая реклама в Китае стоит очень дешево. Конечно, у меня есть реклама в блоге, но это дает мне мало денег. Я занимаюсь блогом уже 5–6 лет, поэтому чувствую, что становлюсь в этой сфере влиятельным и в денежном плане.
В России блоги популярны уже давно. А когда в Китае все заговорили о блогах как о чем–то популярном?
— У нас очень много блогеров, все стали заниматься этим, может быть, 6 лет назад, но большинство блогеров воспринимают это исключительно в качестве увлечения — в нашей стране это не может приносить хорошие деньги. Главный доход блога — онлайн–реклама, которая в Китае стоит не просто мало, а очень мало.
В 2012 году несколько видных видеоблогеров Рунета стали вести собственные передачи на ТВ. Есть ли в Китае подобные
тенденции?
— У нас текстовые блоги значительно популярнее видеоблогов: чтобы размещать видеоконтент, необходимо иметь государственную лицензию. Поэтому это очень ограниченный рынок.
Мне часто говорят, что Китай ассоциируется с технологиями и цензурой. Однако я не чувствую цензуру, когда пишу в Интернете, — наверное, так происходит потому, что я фокусируюсь на освещении интернет–технологий, бизнес–проектов. Цензура касается тех, кто пишет о политике, поэтому я чувствую себя в порядке. Я не могу сказать, что у нас слишком тяжелая цензура, наоборот, с каждым годом в этом плане становится лучше и лучше.
В Китае популярна сеть микроблогов типа Twitter, где люди могут довольно свободно говорить. Хотя и там ты все равно знаешь, что можно писать, а что нельзя. Нельзя выходить за рамки.
Какие тренды вы видите у себя на стартап–премии ChinaBang?
— В Китае все больше и больше молодых людей, которые продвигают свои бизнес–проекты, после того как выпускаются из вузов. Это что–то вроде стартапомании, многие из них выходят из студенческих наработок. Почему? У нас сейчас очень популярная тематика мобильных технологий, есть много венчурных капиталистов и большая заинтересованность у государства.
Поэтому безусловный тренд в Китае — мобильные приложения, в том числе игры. Разработка игр очень популярна, там действительно можно заработать деньги, но игры, которые делают молодые ребята, сфокусированы не на внутренний рынок, так как пользователи в Китае не хотят платить за покупку того или иного в приложении.
Очень распространены проекты в сфере ОtО (startups online for offline), это сервисы для резервирования столика, номера и так далее. Разработчики получают здесь деньги не от пользователей, а от рестораторов и владельцев гостиниц. Так что сейчас китайские предприниматели думают о том, как добыть денег в офлайне с помощью мобильных технологий.
Сообщество молодых предпринимателей в России сейчас потихоньку увеличивается, хотя сравнить его с сообществом
в Силиконовой долине пока нельзя. Есть ли сильное стартап–сообщество в Китае?
— В Пекине, Шанхае и других больших городах у бизнес–молодежи много активности: события и встречи проходят почти каждый день, уж точно — каждую неделю. Так что там есть много небольших сообществ.
Вообще стартапомания зародилась у нас в течение последних 3 лет. Это прямым образом связано с развитием системы мобильных технологий, до этого вряд ли можно было себе представить, что два–три человека могут создать приложение и заработать на этом. Сейчас это возможно, например, у нас очень популярно мобильное приложение, которое помогает печатать так быстро, как будто вы пишете текст на компьютере, а не на телефоне.
Персона
Ганг Лу
> Независимый китайский бизнес–обозреватель, автор популярного в Азии блога TechNode.com (пишет о значимых событиях web–индустрии, молодых предпринимателях).
> Сооснователь OpenWeb.Asia Workgroup (проводит международные конференции в области интернет–технологий) и компании по изготовлению пластиковых карт Kuukie.
> Организатор ChinaBang Awards — престижного конкурса в области бизнес–проектов в сфере китайского Интернета.