"Справедливая Россия" предлагает ограничить торговую наценку на продукты первой необходимости 15%. Часть экспертов считает, что это хорошая антимонопольная мера. Другие – что ограничение наценок приведет не к снижению цен, а к исчезновению ассортимента и отложенной инфляции.
Депутаты
Госдумы от "Справедливой России" внесли в парламент проект закона, согласно которому торговая наценка на продукты первой необходимости не может превышать 15% от цены реализации первому оптовому покупателю.
"Несправедливо, когда в структуре ценообразования львиная доля принадлежит не самому сельхозпроизводителю, а перекупщику и продавцу. У сельхозпроизводителя молоко может закупаться по 12–15 рублей за литр, а цена упаковки на прилавке доходит до 75 рублей, то есть торговая наценка в таком случае составляет 400%", — рассказал РИА "Новости" один из авторов законопроекта Антон Беляков.
"На данный момент розничные наценки на продукты питания составляют до 100% на отдельные группы товаров, а в среднем составляют 40–50%, тогда как в странах ЕС этот показатель достигает максимум 25%. Факты необоснованного повышения розничных цен на продукты питания торговыми сетями уже неоднократно подтверждались в ходе проверок ФАС", — сказано в пояснительной записке к законопроекту.
Сейчас закон позволяет только замораживать цены в экстренных случаях, пишут эсеры. А нужно предусмотреть механизм контроля государства над ценами на социально значимые товары "на протяжении всей цепочки реализации товара".
Эсеры отмечают, что ограничение наценки на социально значимые товары практикуется и в западных странах (в пример приводятся Австрия, Дания, Норвегия, Канада), и в социально ориентированных странах восточных (Казахстан, Китай). В советские времена максимальная торговая наценка составляла 12%, на социально значимые продукты — 8%, напомнил Антон Беляков.
В некоторых регионах страны местные власти уже начали регулировать цены, утверждают эсеры. Так, в Северной Осетии установлена предельная торговая наценка в 10% на хлеб.
Это хорошая антимонопольная мера, говорит профессор Высшей школы экономики Александр Ходачек: "Это, конечно, борьба с торговыми сетями. С точки зрения потребителей это хорошая инициатива".
Торговые сети такими инициативами недовольны, это и неудивительно, продолжает эксперт: "Тут уж — кто кого. Когда они входили на рынок Петербурга, средняя наценка была 9%. Сейчас — от 25 до 100%. Должны же хоть какие-то антимонопольные меры действовать".
Впрочем, не все эксперты разделяют точку зрения депутатов. "Подобное вмешательство в ценообразование на рынке приведет к негативным последствиям, — говорит аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. — А именно — к тому, что ассортимент продуктов с регулируемыми наценками может исчезнуть с полок, как это было в советское время".
"Ретейлеры понимают аудиторию, с которой они работают, и если она предъявляет спрос на социальные товары, они выходят с соответствующим предложением, — продолжает эксперт. — А замораживание цен, как показывает пример 2007–2008 гг, приводит только к отложенной инфляции".
Это не первая инициатива Госдумы по данному вопросу. В ноябре началась разработка законопроекта об установлении предельных размеров торговых надбавок на отдельные виды сельхозпродукции и социально значимые продовольственные товары (например, хлеб и молоко). Правительству предлагается дать право устанавливать предельные размеры торговых надбавок для всех торговых организаций, кроме сельскохозяйственной потребкооперации.
Для
переработчиков предельные значения торговых наценок должны составить 15% от отпускной цены производителя сырья. Для организаций оптовой торговли — 10% от отпускной цены производителя продовольственных товаров. Организации розничной торговли, включая рынки, предлагалось ограничить в повышении оптовой цены теми же 15%.