Владелец сети гипермаркетов "Старт" Захар Смушкин решил переделать их в супермаркеты "Домовой". Всего по России сейчас 12 таких магазинов, а год назад предприниматель обещал за 2-3 года увеличить их число до 45-50 штук, что обошлось бы в $300 млн.
Как стало известно "ДП", высокая конкуренция на рынке строительных гипермаркетов вынудила ЗАО "УК "Старт", принадлежащее совладельцу лесопромышленной группы "Илим" Захару Смушкину, отказаться от развития сети магазинов "Старт" (сегмент DIY, Do It Yourself — сделай сам). Пять существующих магазинов будут ребрендированы в супермаркеты "Домовой".
Затяжной "Старт" Смушкина
О том, что в марте совет директоров компании принял решение о закрытии проекта по развитию сети "Старт", "ДП" рассказал гендиректор ЗАО "УК "Старт" Роман Никоноров.
Строительство сети гипермаркетов "Старт" началось в 2006 году. Компания планировала построить в Петербурге четыре магазина и приобрести под строительство земельные участки в других регионах России. Весной 2011 года УК "Старт" пополнила портфель своих активов еще одной сетью формата DIY, купив у холдинга "Адамант" пять супермаркетов "Домовой" (товары для обустройства интерьера, ведения домашнего хозяйства).
Чуть более года назад, в январе 2012 года, председатель совета директоров УК "Старт" Захар Смушкин заявил, что планирует в течение 2–3 лет инвестировать $300 млн в увеличение сети магазинов для дома до 45 – 50 объектов. На тот момент под управлением "Старта" находилось 11 магазинов под брендами "Старт" и "Домовой".
По словам Захара Смушкина, к концу 2012 года общее количество точек под обоими брендами должно было увеличиться до 22 магазинов, за счет развития в Петербурге, Москве и городах на Урале с населением от 300 тыс. человек. При этом компания готова была как строить самостоятельно, так и приобретать существующие сети.
Однако почти спустя год эти планы оказались не реализованы. Сейчас под управлением УК "Старт" находятся семь супермаркетов "Домовой" и пять гипермаркетов "Старт".
Опоздали
Участники петербургского рынка DIY считают, что Захар Смушкин вышел на этот рынок слишком поздно.
По мнению гендиректора "Infoline–Аналитика" Михаила Бурмистрова, формат "Домового" имеет более четкий фокус на сегмент DIY & Нousehold, чем "Старт", в котором слишком широкая ассортиментная матрица — магазины торгуют товарами 55 тыс. наименований, вплоть до автотоваров и вещей для спорта и отдыха.
В 2012 году УК "Старт" начала тестировать новую концепцию сети "Домовой" — формат гипермаркет. Первый такой магазин открылся в марте этого года в Московской области.
В этом году "Старт" концентрируется на развитии формата "Домовой" как на более удачном и намерен ребрендировать "Старты" в "Домовые" с небольшим переформатированием, отмечает Михаил Бурмистров.
По итогам 2012 года в Петербурге по сравнению с другими российскими городами работало наибольшее количество гипермаркетов в сегменте DIY & Household (Household — товары для дома) — 43. На 1 млн жителей нашего города приходится восемь гипермаркетов, подсчитало агентство Infoline.
Лидером по торговой площади является сеть "Максидом" (около 90 тыс. м2), на втором месте — "К–Раута" (70 тыс. м2), на третьем — "Метрика" (более 50 тыс. м2). УК "Старт" также вошла в пятерку лидеров благодаря покупке "Домового".
Рынок DIY Петербурга в 2012 году вырос более чем на 15% и превысил 85 млрд рублей.