"Деловой Петербург". Опера "Любовный напиток" в Мариинском театре

Автор фото: mariinsky.ru

В Мариинском театре поставили оперу "Любовный напиток". "Любовный напиток", конечно, шампанское. Ну, или, учитывая страну происхождения этой оперы Доницетти, спуманте.

Поселянин Неморино безнадежно влюблен в богатую красотку Адину, та напропалую кружит голову всем обитателям деревни, наконец решает выйти за сержанта Белькоре, Неморино покупает у заезжего шарлатана Дулькамары якобы приворотное зелье, тут местные девчонки прознают, что пареньку выпало наследство, и начинают к нему клеиться, а в Адине, увидевшей такой, как полагает Неморино, эффект эликсира, ревность кокетки быстренько переплавляется в любовь. Вся эта потешная кутерьма окутана восхитительной музыкой: кружевные ансамбли, то буффонные, то прочувствованные дуэты, череда дивных арий, венчаемая знаменитым романсом Неморино Una furtiva lagrima — одним из главных хитов белькантового репертуара. Одним словом, веселящее и пьянящее, как игристое вино, произведение.
А спектакль — шампанское ненастоящее. Режиссер Александр Петров и художник Владимир Фирер на скорую руку смастерили для Концертного зала ("Мариинка–3") изделие, жанр и эстетика которого — детский утренник в самом дурном смысле слова. Сценическая площадка окружена низкорослыми фасадами поселковой пьяццы, где, как положено, располагаются почта, аптека и парикмахерская. В центре — что–то типа открытой распивочной точки, многоугольная стойка с кассовым аппаратом — Адина тут хозяйка бара. Пол устлан синтетическим ядовито–зеленым газоном. Костюмы выдержаны в таких же акриловых цветах. В глазах рябит, тем более что все персонажи непрерывно суетятся. Жители чуть что норовят пуститься в пляс, парочками и всей гурьбой. Солдаты взвода Белькоре карикатурно маршируют, а сам сержант, приклеенный к зверских размеров усам, зверски же наигрывает. Адина распевает, подставив лицо под вентилятор (его не счесть анахронизмом, поскольку все происходит неизвестно когда), чтобы волосы красиво развевались. Тележку заезжего коммивояжера по делу и без оного истошно таскают взад–вперед. У ее хозяина Дулькамары карнавальной расцветки костюм, котовские усики торчком, синие круглые очки, сетка на волосах, как у Миронова в "Бриллиантовой руке", — предполагается, что все это должно быть смешно. Не смешно нисколько, разве что неловко за такое вялое комикование…
Быть может, вокал мог если не спасти, то как–то затушевать тривиальную анимацию, ремесленную разводку мизансцен, натужное наполнение сценического времени чем ни попадя, лишь бы покрыть обусловленный музыкой хронометраж. Сопрано Оксана Шилова (Адина) и обладатель очень красивого баритона Роман Бурденко (Белькоре) в этом смысле были убедительны, но все же не до такой степени, чтобы сделать искусственную ткань действия живой. Не удалось это и превосходному дирижеру Павлу Бубельникову. Что заставляет задуматься об общих законах художественной деятельности. Четверть века назад Петров и Бубельников создали детский театр "Зазеркалье", ставший одним из самых интересных в стране, в афише которого за эти годы было немало талантливых режиссерски и актерски и превосходных по музыкальному качеству спектаклей. Вот и сейчас, будто оправдываясь за своего худрука, "Зазеркалье" анонсирует новый состав солистов в старом, но оттого не менее пьянящем собственном "Любовном напитке" — некогда сделанном не на заказ, но следуя искреннему творческому импульсу. Хорошее вино родится из винограда, естественно растущего на этой земле под этим солнцем. А из "виноматериалов" можно набодяжить разве что "советское полусладкое".