Петербургский ломозаготовитель ЗАО "МЕРА" отказался от услуг посредников в экспорте черного лома. Затраты на организацию собственного трейдинга составят $13 млн.
Как сообщили в "МЕРЕ", компания взяла кредит на создание собственной системы экспорта лома на международные сталелитейные заводы, минуя услуги трейдеров.
Северо–Западный региональный центр банка "ВТБ" открыл ей трехлетнюю кредитную линию в размере $13 млн. Участники рынка предполагают, что собственный трейдинг поможет компании сэкономить около $3 млн в год.
Трейдинг на аутсорсинг
Как правило, заготовители металлолома, большинство из которых не являются крупными игроками, не занимаются самостоятельными продажами, а пользуются услугами трейдеров. Как пояснил коммерческий директор ООО "Хетек" Сергей Рикс, это связано, во–первых, с тем, что у трейдеров имеется налаженная сеть покупателей. Во–вторых, это обеспечивает более выгодные условия оплаты. "Если мы поставляем лом напрямую комбинатам, то они, как правило, перечисляют деньги с отсрочкой платежа на 40–60 дней. Это тяжело, особенно для небольших компаний", — говорит Сергей Рикс.
Читайте также:
Петербургские сборщики металлолома выходят на IPO
С трейдерами же можно договориться о более гибких условиях платежа, в том числе и о предоплате. Трейдерское посредничество помогает лучше контролировать поставки, добавляют в ОАО "Северсталь".
"Мерный" экспорт
Заниматься самостоятельными поставками могут только крупные игроки, способные зафрахтовать суда для доставки металлолома покупателям, а также полностью их загрузить, говорят в ООО "Норд–Металл". "Обычно через трейдеров продается примерно половина лома. Например, на внутренний рынок мы поставляем лом самостоятельно, на внешний — через трейдеров", — отмечает Сергей Рикс.
"МЕРА" входит в десятку крупнейших заготовителей металлолома на Северо–Западе, контролируя 4,5% рынка. Желание заняться самостоятельными экспортными поставками лома в компании объясняют тем, что это позволит не зависеть от условий, которые диктуют посредники, поможет оперативнее планировать поставки и реагировать на изменения цен на рынке.
Расценки на услуги трейдеров составляют около $10 за тонну. Самостоятельный трейдинг выгоднее на 4–5%. По оценке ОАО "Северсталь", большая часть поставок петербургских заготовителей (свыше 1,53 млн т в год, то есть 73% оборота) идет на экспорт. Внутренний рынок принимает лишь 575 тыс. т. Главные зарубежные потребители российского лома — это страны Евросоюза, а также Турция и Египет.
Дороже, чем в России
Поставлять металл на внешний рынок выгоднее, чем на внутренний. В "Норд–Металле" отмечают, что экспортные цены на $70–90 за тонну выше, чем на внутреннем рынке. С учетом затрат на транспортировку и пошлины разница сокращается примерно до $40–50 за тонну. По данным интернет–портала "РусЛом", европейские заводы покупают российский лом по $380–395 за тонну. При этом Турция, главный потребитель российского лома, по итогам прошлого года увеличила импорт российского сырья на 11%.
По мнению экспертов, в таких условиях для крупных заготовителей, имеющих отлаженные связи с зарубежными покупателями, логично отказаться от трейдерского аутсорсинга.
При сохранении конъюнктуры рынка проект "МЕРА" может окупиться за 4–5 лет.