"Деловой Петербург". Михаил Баженов: Мы не шоу тут делаем

В Петербурге в эти дни проходит международная неделя моды Aurora Fashion Week Russia. Михаил Баженов, совладелец бренда и председатель оргкомитета крупнейшего модного события в Петербурге, рассказал "ДП" о стратегических целях и экономике проекта.

Вас знают как совладельца крупного девелоперского холдинга "Адамант" , который занимается строительством, управлением недвижимостью, торговлей. Почему вас вдруг заинтересовал мир моды? Эту сферу тоже можно назвать высокодоходной?
— Давайте промоделируем ситуацию. Допустим, у вас есть бизнес, который приносит 40–50% годовых. Вы вкладываете миллион долларов и через год получаете полтора. Хорошие деньги. Но будет один минус: даже если бизнес будет активно развиваться, он никогда не станет вашим любимым занятием. А теперь представьте другой бизнес, который тоже будет прибыльным, но принесет только 15% годовых. Однако помимо этой прибыли вы еще будете получать целый ряд положительных эмоций. Так вот, Aurora Fashion Week Russia (AFW Russia) относится ко второму варианту. Я занимаюсь этом потому, что интересуюсь модой, мне приятно быть участником событий в этой среде, быть частью креативной команды.
Как ваши партнеры по "Адаманту" относятся к вашему участию в стороннем проекте? Их не беспокоит, что вы, возможно, отвлекаетесь от основного бизнеса?
— AFW Russia занимает не более 10% моего времени, там работает профессиональная команда из 15 человек, которая со всем справляется. Вместе со мной в проекте также участвует Евгений Гуревич, один из совладельцев "Адаманта". Президент холдинга Игорь Лейтис наблюдает со стороны и относится с пониманием. У него, кстати, тоже есть бизнес для души, "ДП" об этом писал: он открыл зоопарк в Карелии, где выращивает эксклюзивных животных. Игорь Лейтис не зарабатывает на них больших денег, ему просто приятно этим заниматься. Это, кстати, лишнее подтверждение тому, что привлекательность бизнеса оценивается не только нормативом прибыли.
Какова стратегическая цель проекта AFW Russia?
— Мы хотим создать бренд, достойный представлять Петербург на мировой арене. Наш город знают как город музеев и театров, город старины, но ведь это еще и современный мегаполис. И с помощью нашего проекта мы показываем современное лицо Петербурга. В профессиональном плане мы считаем, что AFW Russia — событие, которое должно вырасти до международного масштаба, войти в число 20 ведущих недель моды в мире.
Сколько стоит организация недели моды?
— Годовой бюджет проекта — 30 млнрублей. Эти деньги расходуются не только на организацию недели моды,которая проводится дважды в год, но и на серию других мероприятий,идущих под зонтичным брендом AFWRussia: выставки, кинофестиваль, семинары, бизнес–конференции.
Это правда, что вы платите некоторым известным маркам, чтобы завлечь их к себе?
— Нет, мы не оплачиваем участие дизайнеров — и это очень важно. Если бы оплачивали, могли бы привезти сюда полмира. Платите деньги — они к вам с удовольствием приедут, как поп–звезда или киноактер. Любой мировой дизайнер скажет: ребята, за $100 тыс. приеду и покажу все, что вы захотите. Так поступают организаторы некоторых небольших недель моды, но это не наш путь. Единственное, что мы можем сделать, — оплатить некоторым известным дизайнерам перелет и проживание — эти расходы покрывают наши партнеры.
Также и мы не берем денег с участников. Вы знаете, сколько у нас заявок от дизайнеров начального и среднего уровня? Из большого объема заявок мы отбираем только тех, кто делает интересные вещи. То, что может в ближайшее время стать трендом. Программу показов формирует профессиональный экспертный совет, в который я не вхожу, чтобы не было вкусовщины. Именитых дизайнеров мы намерены привлекать исключительно своим авторитетом и бизнес–возможностями. Если платить участникам, то это уже будет шоу, а мы не шоу тут делаем.
То есть записывать вас в число городских развлекательных мероприятий не стоит?
— Любая неделя моды — прежде всего профессиональное мероприятие.Мы ориентированы на то, чтобы 75% наших гостей были профессиональными участниками, но 25% мы оставляем и для светской публики — гостей и жителей города.
Расскажите о доходных механизмах проекта.
— Бюджет формируется в основном за счет спонсоров и партнеров, которые платят деньги за свое продвижение на площадках. Недавно совместно с партнером мы запустили производство фирменной продукции —одежды и сувениров под нашим брендом, начали продажу турпакетов (отдых в Петербурге с посещением наших мероприятий). Также важной статьей доходов является продажаVIP–пакетов на мероприятия. До конца этого года норматив прибыли будет 15–17% годовых — достаточно, чтобы считать проект бизнесом, а не благотворительностью. Мы работаем над повышением прибыльности, и думаю, через 2 года я смогу назвать совсем другие цифры.
Первая неделя моды AFW Russia прошла 3 года назад, сейчас проходит седьмая. Чего удалось достичь за этот период?
— Мы смогли войти в тройку крупнейших недель мод в Восточной Европы. Но самое главное — мы сформировали профессиональную команду. В такой творческой сфере это требует немало усилий. Знаете, некоторые стремятся в мир моды, чтобы получить доступ на разные светские мероприятия, ощутить принадлежность к тусовке. Мы же делаем совсем не тусовочное мероприятие, наш базовый интерес — в привлечении профессиональной аудитории: дизайнеров, байеров, журналистов, блогеров. Если поступать иначе, мы получим не международную неделю моды, а международную тусовку.
Каковы для дизайнеров результаты от участия в показах?
— В первую очередь узнаваемость, это особенно важно для молодых, они имеют возможность выхода на международных байеров, некоторых талантливых дизайнеров после показов на AFW Russia приглашали на крупные показы за границей.
Я слышал историю одной петербургской марки, которая ранее участвовала в показах AFW Russia. К ее владельцам после дефиле подошли представители торговой сети, предложив продавать их одежду через свои магазины. С единственным условием: вместо ярлыков с отечественным названием нашить другие — с итальянским. При том, что отечественная марка имеет долгую по местным меркам историю и определенную узнаваемость.
— Легко поверю в эту историю.
Причина в том, что у нас в стране отсутствует школа продвижения российских дизайнеров, а узнаваемость сама по себе не появится. Продвижение имен, марок — это огромный бизнес. Без этого российским дизайнерам тяжело на рынке.
Эта проблема накладывается на другую. Ментальность русского человека устроена так: раз бренд итальянский, значит, это модно и качественно. Мы для того и проводим неделю моды, чтобы искоренить этот стереотип. Чтобы сказать: ребята, мы давно уже не лаптем щи хлебаем. Мы делаем международную неделю моды, а на ней выступают классные дизайнеры, которые шьют отличную одежду. А фамилии у них Алексеев, Терехов и т. д. Это классно и здорово — носить русскую одежду, от этого вы не будете выглядеть хуже.
В вашем гардеробе есть что–то от отечественных марок?
— Пока нет, но я не так много покупаю в Петербурге. К сожалению, у меня просто не хватает на это времени. Я видел очень интересные вещи и буду думать над тем, чтобы пополнить ими свой гардероб. Кстати, это одна из бизнес–идей для реализации: мы планируем сделать так, чтобы вещи можно было приобретать сразу на показах.
Сами какие бренды предпочитаете?
— Я люблю Armani. По одной простой причине: вещи из старых сезонов прекрасно сочетаются с вещами из новых коллекций. Это то, чему должны учиться наши дизайнеры. Еще люблю бренд Etro — он яркий, индивидуальный. Нравится Comme des Garcons — очень своеобразный бренд, но я и там кое–что нахожу для себя. Нравятся некоторые вещи D&G.
Когда вы поймете, что AFW Russia стало признанным событием на международном уровне? Когда Armani подаст заявку на участие или репортаж с показов напечатает французский Vogue?
— Я хорошо чувствую и знаю, как распределяются позиции на мировой арене. Мне жаль об этом говорить, но интерес к нашей стране не так высок. На Западе — от Америки до Европы — своя семья, и Россию они не хотят принимать на равных.
Да, мы можем позвать французский Vogue, но они же не приедут. Они скажут: ребята, вы кто такие, зачем нам это надо? У нас Франция есть, нам туристов к себе надо привлекать, чтобы денежки нам оставляли, чтобы наша экономика поднималась. И Англия скажет то же самое: давай, до свидания.
Это не нелюбовь какая–то к нашей стране, а совершенно нормальная борьба за долю рынка.
Что нужно сделать, чтобы войти в европейскую семью?
— Требуется приложить ряд усилий. Необходимо активное продвижение на государственном уровне, Петербург должен быть максимально популяризирован в Европе, ехать сюда должно быть не только интересно, но и безопасно. При этом интерес туристов не должен ограничиваться музеями и театрами. Имеет смысл создать 10–20–30 событий в год, чтобы привлекать туристов.
Все знают про Октоберфест в Германии. Этот фестиваль собирает миллионы людей, каждый из которых оставляет там по тысяче–две евро. Умножьте шило на мыло — вот вам и экономика проекта. Есть фестивали музыки, собирающие тысячи поклонников. В Петербурге пока таких мероприятий мало, им не хватает государственной поддержки.
На какую поддержку вы рассчитываете?
— Можно начать с того, чтобы предоставить площадку бесплатно или на льготных условиях. Вот мэр столицы Сергей Собянин бесплатно отдал московский Манеж под проведение Mercedes–Benz Fashion Week. Почему бы нашему правительству не последовать такому примеру?
Раньше мы проводили показы в ЦВЗ "Манеж" и городские власти обещали, что у нас будет право резервировать эту площадку под проведение двух недель моды в году. А недавно нам руководство "Манежа" объявило, что отказывается от проведения коммерческих мероприятий в пользу культурных событий. Хотя мы посмотрели их план выставок — в нем среди прочего запланирована выставка шуб и аксессуаров. Разве это не коммерция?
Может быть, "Манеж" хочет получать от вас больше денег за аренду?
— Мы платили существенные деньги, и каждый год сумма возрастала. Раньше она составляла 200 тыс. рублей за 4 дня, в прошлом году отдали 900 тыс. рублей. Ставка была ниже средней, но мы рассматривали это как вклад города в продвижение нашего проекта. Мы не планируем платить больше. Надо понимать, что "Манеж" — это не частный торговый комплекс, а собственность города. Мы денег из бюджета не просим, но простые вещи в виде льготной аренды не сложно же делать?
Модную индустрию нередко связывают с гей–культурой. Есть ли определенные риски для развития проекта AFW Russia в Петербурге в связи с недавным введением запрета на пропаганду гомосексуализма?
— Где, кто и как связывает моду и гей–культуру? У нас нормальное общество для нормальных людей. У кого угодно могут быть какие угодно фантазии. Мы делаем открытое цивилизованное мероприятие, кого там можно отнести к гей–активистам? Тысячи горожан, которые пришли на показы, или кого? Я думаю, что не стоит говорить о каких–либо рисках, поскольку пока нет предмета для полемики. Если кому–то что–то не понравится, то пожалуйста, обращайтесь в суд. Впрочем, плохо будет, если это будет использоваться кем–то для личного пиара.
 
 

Программа

Aurora Fashion Week Russia

> Седьмая неделя моды AFW Russia проходит с 15 по 21 апреля 2013 года.
> В программу включены серия выставок, презентаций, бизнес–конференция.
> Показы новых коллекций одежды пройдут с 17 по 20 апреля в музее Российской академии художеств. Основные участники - известные и начинающие дизайнеры из Петербурга.
Источник: afwrussia.com