Объем экспортных грузов, идущих из России через порты Балтики, перестал расти. Это обостряет конкуренцию между портами России и Прибалтики, которые пытаются перераспределить грузопотоки.
С января по март 2013 года российские порты на Балтике, а также гавани прибалтийских государств Литвы, Латвии и Эстонии увеличили грузооборот по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в среднем на 4,7%, до 86,3 млн т грузов. В абсолютном выражении прибавка составила всего 3,84 млн т. Большую часть этого прироста (95%) получили порты Ленобласти.
Вялая динамика объясняется прежде всего отсутствием экономического роста в Европе и США — экспорт в направлении этих стран падает, зато он растет в направлении Китая и Индии, отмечают крупные стивидоры. При этом в среднем по всем направлениям получается еле заметный прирост.
Большая часть грузов (около 90%) доставляется в порты и вывозится из них по железной дороге. И железнодорожники подтверждают вышеупомянутую тенденцию. Так, на Октябрьской железной дороге (ОЖД — филиал РЖД) сообщили, что по сравнению с прошлым годом объем экспортных перевозок в адрес портов на Балтике почти не изменился.
На фото: Морской порт Мууга в городе Маарду в Эстонии
Но при ближайшем рассмотрении динамика у всех портов и стивидоров разная. "У нас грузооборот в I квартале снизился в связи с падением объемов перевалки основного груза — черных металлов вследствие сокращения спроса на рынках Европы и США", — уточняют в ОАО "Морской порт Санкт–Петербург". Это крупнейший стивидор петербургского порта, входящий в транспортный холдинг UCL Владимира Лисина.
Грузооборот Морского порта за первые 3 месяца упал на 16%, что в несколько раз выше среднего снижения грузооборота по всему петербургскому порту.
Импорт не спасает
В связи с вступлением России в ВТО растет поток импортных грузов, что выражается прежде всего в увеличении объемов обработки контейнеров.
Например,
"Контейнерный терминал Санкт–Петербург"
, также входящий в холдинг UCL, увеличил грузооборот на 72%, до 850 млн т. Однако в целом объемы импорта увеличиваются не столь значительно, чтобы кардинально изменить отрицательную динамику петербургского порта.
За I квартал грузооборот Большого порта Петербург сократился на 6%, до 12,4 млн т, прежде всего из–за двукратного сокращения экспорта металлолома, леса и зерна.
Как обычно, в последние месяцы лидирующие позиции по темпам прироста и объемам перевалки сохраняет порт Усть–Луга. С января по март он нарастил оборот на 82%, до 13,3 млн т.
"Грузооборот порта значительно вырос благодаря увеличению прокачки нефти по БТС–2 и за счет роста объемов перевалки на угольном терминале", — пояснили в ОАО "Компания Усть–Луга".
Высокими темпами, на 60%, в I квартале нарастил перевалку угля порт Высоцк.
"Впервые за всю 300–летнюю историю мы перевалили за первые 3 месяца года более 1 млн т угля, — сообщили в ООО "Порт Высоцкий". — Рекорд стал возможен благодаря регулярной работе с судами Panamax. Начиная с ноября 2012 года в Высоцке ежемесячно загружаются по три судна данного класса. Уголь направляется в основном в порты Англии и Германии".
Прежде уголь в эти страны шел в основном через латвийский порт Вентспилс.
Поделитесь углем
Уголь пока остается единственным быстрорастущим экспортным товаром, и конкурентная борьба между российскими и прибалтийскими портами за этот груз начинает обостряться.
В условиях стагнирующего грузопотока стивидоры лоббируют свои интересы на государственном уровне. Так, министр экономики и коммуникаций Эстонии Юхан Партс в конце марта обратился к министру транспорта РФ Максиму Соколову с просьбой использовать государственные железные дороги Эстонии — Eesti Raudtee — для перевозки российского угля в эстонские порты.
В письме российскому коллеге эстонский министр сообщил, что пропускная способность эстонской дороги в направлении угольного терминала порта Мууга составляет 5 млн т в год.
Ранее эстонцам удалось пропустить через себя поток грузов из Франции в Россию. Французский автоконцерн PSA Peugeot Citroen будет поставлять контейнерами через порт Мууга автокомпоненты на свой завод в Калуге. Хотя эти грузы могли бы пойти через российские порты, например через порт Усть–Луга.
Эксперты отмечают, что географически Усть–Луга не проигрывает порту Мууга и к тому же с декабря 2012 года 75% акций GEFCO S. A. (логистическое подразделение концерна PSA) принадлежит российской госмонополии — ОАО "РЖД". Однако, как пояснили в ОЖД, путь через Эстонию оказался экономически более целесообразным.
По мнению генерального директора аналитического агентства Infranews Алексея Безбородова, по большому счету конкуренции между портами РФ и Прибалтики уже нет — все грузы распределены, у каждого порта есть специализация и серьезного передела рынка ожидать не стоит, зерно, уголь и нефть через Петербург точно не пойдут.