Компания "Хели–драйв" потратит более 1,5 млрд рублей на создание около Пулково центра по обслуживанию вертолетов. Спрос на такие услуги растет, как и число владельцев винтокрылых машин.
В преддверии саммита G20, когда город ожидает наплыва vip–персон, компания "Хели–драйв" собирается запустить вертодром в районе Пулково. В инфраструктуру проекта инвестор уже вложил 600 млн рублей (60% собственных средств, 40% — займы частных лиц), еще 400 млн будет потрачено до начала августа. Деньги пойдут на достройку здания центра площадью 8,5 тыс. м2. В покупку и оборудование новых вертолетов инвестировано еще около 760 млн рублей. К 2016 году, по замыслу участников проекта, на его территории может появиться сборочное производство американских вертолетов Bell. Пока это первый крупный проект частного вертолетного центра в Петербурге.
Прилетели из девелопмента
Владелец 51% ООО "Хели–драйв" Иван Яценко развивает вертолетную инфраструктуру недалеко от аэропорта Пулково с 2011 года. Предпринимателю принадлежит также часть компании "Саталлит девелопмент", которая строит на соседней территории (90 га) логистический центр "Агрополис". За летную часть в "Хели–драйв" отвечает Сергей Караев — профессиональный летчик (владеет 49% компании).
Сейчас на 7,9 га около КАД уже действует техническая база "Хели–драйв". Проект развивается на территории бывшего совхоза "Предпортовый", земли которого Иван Яценко с партнерами скупал в 2006–2009 годах. В итоге в их собственности сосредоточилось 482 га вдоль КАД между Таллинским шоссе и Дачным пр. Земля оформлена на ООО "Градиент".
На фото: Территория ООО "Хели-драйв"
"Хели–драйв" обслуживает частные и государственные вертолеты. В парке компании уже есть три собственных борта, еще три куплены и прибудут в Россию к августу. К лету центр планирует получить лицензию на перевозку пассажиров.
"Мы стараемся успеть к 1 августа, чтобы во время саммита G20 все это уже функционировало в полном объеме", — отмечает Иван Яценко. Он надеется, что строительство вертодрома увеличит стоимость соседних участков, которые принадлежат компании. К тому же по границе участка к саммиту G20 будет построена трасса от Пулково до КАД.
Другое направление деятельности "Хели–драйв" — создание авиационно–спасательного центра, который компания планирует создать совместно с МЧС, но окончательных договоренностей с ведомством пока не достигнуто.
На правах дилера
К августу "Хели–драйв" планирует стать авторизованным сервисным центром американской компании Bell Helicopter. Сейчас компания торгует вертолетами этой марки на правах дилера, но сделки единичны. Дело в том, что покупка одного вертолета Bell 407 GX обходится в $5,3 млн, а вертолета Bell 429 EMS — в $9,6 млн. Цена объясняется высоким таможенным сбором на вертолеты: в России он составляет 41%.
Избежать этих затрат можно, открыв сборочное производств в России. В этом году Госстройнадзор уже выдал компании разрешение на строительство предприятия по сборке вертолетов, но о его перспективах Иван Яценко пока говорит неуверенно. "Договоренность с Bell Helicopter об открытии сборочного производства у нас есть, однако о сроках пока ничего сказать нельзя. Это будет не раньше 2016 года, — говорит Иван Яценко. — Поскольку существуют таможенные сборы, решение об открытии производства должно быть принято на федеральном уровне". Он добавил, что сейчас рассматривается вопрос по поводу отмены таможенных сборов на ввозимые вертолеты, если это произойдет, тогда в отверточном производстве не будет смысла. Дозвониться до компании Bell Helicopter вчера не удалось. Основной отечественный производитель вертолетов — ОАО "Вертолеты России". Заводы полного цикла по производству вертолетов, принадлежащие компании, находятся в Казани, Улан–Удэ и Ростове–на–Дону, в год они производят более 200 бортов. Кроме того, в Москве с июня 2012 года действует отверточная сборка вертолетов Agusta компании "ХелиВерт" — совместного предприятия ОАО "Вертолеты России" и итальянской AgustaWestland S.p.A. На заводе пока собрано пять вертолетов. Сейчас компания готовит проект первого этапа локализации производства авиационных деталей для вертолетов Agusta.
Все вертолетные производства, как в России, так и в мире, работают под заказ. Но, несмотря на дороговизну, спрос на винтокрылые машины со стороны частных лиц растет.
Местные вертолетчики
Сейчас в Петербурге насчитывается 50 вертолетов. Из них государственным структурам принадлежит лишь пять: два борта у МЧС, один у МВД и еще два у Северо–Западного таможенного управления. Большинство сосредоточено в частных руках.
Кроме площадки "Хели–драйв" частные вертолеты базируются в Пулково, где располагается 12 частных бортов, а также вертолеты госучреждений и гражданской авиации. В аэропорту Пулково вчера не смогли ответить на запрос "ДП" об условиях предоставления таких услуг. Еще одна частная вертолетная база находится в Девяткино. "Эту базу мы создали с товарищами, потому что на тот момент в Петербурге просто не было инфраструктуры для хранения вертолетов", — отмечает депутат ЗС Ленобласти Владимир Рыбальченко.
Основные владельцы вертолетов в Петербурге — крупные предприниматели. Так, у владельца холдинга "Адамант" Игоря Лейтиса два вертолета "МИ–8", которые он держит в Пулково. "Весной, летом и осенью я летаю почти каждый день, — признается бизнесмен. — Мне нужен большой вертолет, потому что я вожу много грузов и далеко летаю — в Карелию, например, на охоту, на рыбалку".
По оценкам бизнесмена, вертолетная индустрия в России активно развивается. "Я думаю, чем дальше она будет развиваться, тем более доступны будут вертолеты. Это как 20 лет назад купить иномарку могли позволить себе единицы, а сейчас куда ни плюнь — попадешь в иномарку", — добавляет Игорь Лейтис.
Пока же содержание вертолета обходится недешево. Стоянка в зависимости от места стоит 15–180 тыс. рублей в месяц, один летный час обходится примерно в 7 тыс. рублей.
"Я использую вертолет для путешествий и отдыха, хотя иногда летаю и с деловыми целями. Например, снимаю с воздуха парусные соревнования, — рассказывает Борис Лашков, генеральный директор ООО "Норд Стар" (занимается продажей яхт). — Но даже в Америке, самой вертолетной стране мира, вертолеты не конкурируют с автомобилями. Так что нам это не грозит".
“
Количество вертолетов в Петербурге явно недостаточно, и спрос на них постоянно растет. Каждую неделю клиенты интересуются вертолетами, и мы продаем несколько легких вертолетов в месяц. Создание сборочного производства вертолетов в Петербурге оправдано. Во–первых, это один из крупнейших северных мегаполисов, где практически нет вертолетной техники, а она нужна. Во–вторых, это удешевит вертолет, поскольку не надо будет платить таможенный сбор. У меня есть два вертолета, но я редко ими пользуюсь. Один стоит во Франции, другой в Москве. В Питере мы их совсем не используем.
Григорий Брудный
совладелец ООО "Грегорис Карс"
“
Один вертолет я использую как личное транспортное средство. Летаю несколько раз в неделю. Летом после работы лечу к себе на дачу и возвращаюсь на нем на работу, сажусь на площадке на Неве. Еще два вертолета я приобрел, потому что считаю это перспективным бизнесом, но, наверно, я немного поторопился, потому что пока нет инфраструктуры для вертолетов, удобных площадок. Но в течение 5 лет это, думаю, произойдет просто вертолетный бум. Хотя содержание вертолета с профессиональным пилотом очень дорого, не дешева также работа инженеров и хранение. Купить хороший вертолет сложно, нужно стоять в очереди на новый 1,5 – 2 года.
Владимир Рыбальченко
глава "КАД–Ленобласть", депутат ЗС Ленобласти
“
Использую вертолет и для личных, и для деловых целей. Мы работаем с МЧС, исследуем ледовую обстановку. В то же время небольшие компании часто заказывают вертолет на корпоратив. Число вертолетных площадок в Петербурге надо увеличивать в разы. В каждом районе должно быть минимум две площадки, и это не считая, что возле каждой больницы должна быть площадка. Пока мы возим бизнесменов, но не дай Бог авария — будем и скорой работать. В каждом новом микрорайоне нужно строить по площадке, ставить их на дебаркадеры, оборудовать на гостиницах. В будущем вертолет должен стать практически воздушным такси, как в Нью–Йорке.
Вадим Базыкин
генеральный директор ОАО "САТИ", заслуженный пилот России