"Деловой Петербург". Антитабачный закон стимулирует спрос на электронные сигареты

Автор фото: Global Look Press

Рынок электронных сигарет ежегодно увеличивается в разы. Почти все е–сигареты импортируются из Китая, но мировые табачные гиганты постепенно скупают производителей, так что аналитики прогнозируют передел рынка.

Электронные сигареты (ЭС) были изобретены в Китае. В 2004 году компания Ryan Group Ltd. получила патент на эти бездымные устройства, и они начали шествие по всему миру.
ЭС (а также сигары и трубки) состоят из трех частей: батареи, парогенератора и картриджа с жидкостью, придающей сигарете вкус и запах. При затяжке приводится в действие парогенератор, жидкость испаряется, и человек вдыхает не дым, а пар.
Стандартный картридж ЭС по количеству затяжек примерно соответствует пачке традиционных сигарет (20 штук). Запаса заряда в мини–сигаретах хватает на несколько часов, в больших трубках — до 3 дней. Перезаряжать батарею можно в среднем 300 раз. Одни ЭС имитируют обычные сигареты, другие не похожи на них. Содержание никотина в сменных картриджах от 0 до 18 мг.
По данным агентства Euromonitor, в 2011 году емкость рынка бездымных табачных изделий (электронные сигареты, жевательный, нюхательный табак и снюс) составила около $13,3 млрд. В США, где самое большое число пользователей ЭС (8 млн человек), в 2012 году продажи этого товара удвоились, в текущем также ожидается удвоение рынка — до $1 млрд за год.
Оценки российского рынка противоречивы — от сотен миллионов до нескольких миллиардов рублей. Главный редактор отраслевого информагентства "Русский табак" Максим Королев объясняет это тем, что значительная часть российского рынка ЭС теневая, поэтому вести учет их потребления очень сложно. Торговцы оценивают рентабельность этого бизнеса в 40–50%. "Рынок ЭС в России активно растет. Пик пришелся на 2010–2011 годы, когда объемы потребления увеличивались в разы. Но и сейчас этот рост исчисляется десятками процентов в год", — говорит Максим Королев. Представитель компании i like (продвигает в России собственный бренд электронных сигарет) Тимур Сафин сообщил, что спрос на ЭС в России растет примерно на 20% в год.

Эстетика электроники

Интерес к ЭС резко увеличился после принятия антитабачного закона. "Люди стали скупать на всякий случай — вдруг запретят продажу электронных сигарет", — говорят в интернет–магазине Redsigar. Тимур Сафин добавляет, что многие торговцы, побоявшись запрета, ушли с рынка.
В Redsigar сообщили, что сейчас основные продажи приходятся на расходные материалы: жидкость для заправки сигарет, картриджи и т. д. Спрос растет в декабре, когда многие закупают подарки к Новому году, а также в мае, когда люди запасаются сигаретами и расходными материалами к ним перед отпуском. ЭС, похожих на обычные сигареты, меньше, отмечают в Redsigar. У таких е–сигарет хуже качество курения, меньше аккумулятор, поэтому срок их работы без подзарядки короче.
Тимур Сафин с такой оценкой не согласен: "Эстетика здесь играет не последнюю роль. Представьте себе идущего по улице человека, который курит некий громоздкий прибор вроде молотка". Большинство пользователей ЭС, особенно молодых и среднего возраста, предпочитают сигареты, похожие на обычные.

Дым против пара

По информации аналитиков IndexBox, 95% ЭС, которые продаются в России, импортные: почти все из Китая. Часть бездымных сигарет изготавливается в РФ из импортных комплектующих. Но они выпускаются кустарным способом.
Продавцы считают, что скоро большую часть рынка ЭС захватят табачники — для этого им нужно только скупить производителей е–сигарет, что они уже и начали делать. British American Tobacco (ВАТ) приобрела фирму Kind Consumer (изучает воздействие никотина на здоровье) и британского производителя ЭС CN Creative. Первую новинку — табачный ингалятор ВАТ обещает представить уже в 2014 году. Компания намерена инвестировать в производство альтернативных табаку продуктов свыше 100 млн фунтов, рассчитывая, что через 20 лет они будут приносить 40% выручки ВАТ.
Japan Tobacco International совместно с американским производителем е–сигарет Ploom в ближайшие годы наладит изготовление ЭС в США. Philip Morris собирается вложить в приобретенную ею Blu Cig (дистрибутор ЭС) $280 млн и уже в 2013 году выпустить первую партию е–сигарет на дочернем предприятии NuMark. Ни одна из этих компаний не стала комментировать данные планы.

Россия вне тренда

Впрочем, передела рынка ЭС вряд ли стоит ожидать в ближайшие годы. Законодательное регулирование этой продукции не стабилизировалось: в одних странах разрешена реклама, продажа и употребление, в других введены ограничения на их использование, в третьих они полностью запрещены. Производители табака будут пока присматриваться к этому рынку, считают эксперты.
Российские производители пока не присоединились к мировому тренду, поэтому могут упустить свой шанс встроиться в растущий рынок ЭС. По прогнозам экспертов, популярность бездымных сигарет после вступления в силу антитабачных мер с 1 июня этого года возрастет. Люди едут в отпуск, курить обычные сигареты в аэропортах и на вокзалах будет нельзя, и часть курильщиков переключится на электронные. Хотя о вытеснении обычных сигарет электронными говорить пока очень рано, считают эксперты.
Продавцы ЭС не столь оптимистичны. "Продукт в России мало известен, особенно в глубинке. Продвигать его мы можем только через Интернет, а с ним на периферии проблема", — говорит сотрудник одного из интернет–магазинов. Если мировые табачные гиганты в ближайшие год–два начнут выпуск ЭС, для них эта проблема будет стоять менее остро, считает он. Ведь такие бренды, как Marlboro, L&M, Camel, Winston, Kent, Parliament, и без того известны потребителю. Поэтому, выпустив ЭС с такими же названиями, они смогут не беспокоиться о продвижении своей продукции.