Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому общественный транспорт постепенно будут переводить на газовое топливо. В Петербурге готовы уже в конце года запустить первые такие автобусы.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление о поддержке автотранспорта, для которого в качестве топлива используют природный газ. В первую очередь это коснется общественного транспорта и транспорта дорожно-коммунальных служб. Предполагается, что в крупных городах не менее 50% такой техники должно быть переведено на газовое топливо. Ранее глава правительства поручил разработать предложения по программе софинансирования из федерального бюджета закупок соответствующих автобусов.
Петербуржцы смогут проехать на таком общественном транспорте уже в конце этого – начале следующего года. Как сообщил пресс-секретарь комитета по транспорту Дмитрий Игнатьев, сейчас городское правительство готовит пилотный проект, в рамках которого будет закуплено для ГУП "Пассажиравтотранс" 18 автобусов, работающих на сжиженном природном газе. "Они будут распределены либо по нескольким паркам, либо поставлены в один. По каким именно маршрутам будут ходить эти автобусы, пока не обсуждалось", — заметил он.
Всего в парке "Пассажиравтотранса" сегодня находится 1400 автобусов. Количество машин, которые заменят технику, работающую на дизельном топливе, будет постепенно возрастать. Закупки будут проводиться по результатам конкурса. "Когда будет проведен конкурс, сейчас сложно сказать. Такие автобусы производятся как в России, так и за рубежом. В регионах, где сейчас переходят на такую технику, используют автобусы НефАЗ. Стоимость классического, обычного автобуса составляет 8-9 млн рублей, работающие на газо-моторном топливе несколько дороже", — заключил он.
В свою очередь глава Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев заметил, что разговор о переходе общественного транспорта на газовое топливо ведется уже как минимум лет десять. "В свое время "Газпром" даже автобус, работающий на газе, подарил. Предполагалось, что он будет протестирован, и эта идея должна была продвигаться дальше. Но где он, никто не знает. И когда я об этом напоминаю, все на меня смотрят с огромными глазами.
На фото: Россия. Санкт-Петербург. дорожное движение
Эксперт убежден, чтобы выстроить всю необходимую инфраструктуру для такого транспорта в Петербурге, потребуются десятилетия. И первая проблема — это количество газозаправочных станций. "Это должно быть не пять, не десять, а в десятки раз больше. Топливо не должно быть дефицитом. И если в течение часа на заправку подъезжает более десяти машин, не должно возникать проблем. Дело в том, такой транспорт заправляется посредством баллонов, а на это требуется значительно больше времени", — пояснил Василий Киселев.
С ним согласен заместитель генерального директора ОАО "Третий парк" Михаил Богданов. "Пока мы мониторим ситуацию. Конечно, мы хотим идти в ногу со временем, но есть факторы, которые мешают динамично развиваться этому процессу. В первую очередь — это отсутствие газозаправочных станций. Сейчас есть только одна колонка, которая может эффективно работать, она расположена на Пулковском шоссе. Мы сейчас ведем переговоры с производителями автобусов и анализируем требования к инфраструктуре. Использование таких автобусов — это не только экологично, но это и жесточайшие технические требования. Нам сейчас необходимо определить логическую цепочку — как и в каких объемах мы можем провести закупки", — заключил он.
Впрочем, проблему отсутствия газозаправочных станций должна решить дочерняя компания "Газпрома". В ближайшие годы "Газпром газомоторное топливо", которую возглавил бывший премьер-министр Виктор Зубков, планирует развернуть масштабное строительство в Петербурге. В недавнем интервью "Деловому Петербургу" он сообщил, что пилотные проекты будут запущены в десяти регионах, среди которых Северная столица и Ленинградская область.
Предполагается, что в этом году в целом будет построено 100 заправок, затем ежегодно компания будет сдавать по 300 объектов. Средняя стоимость одной такой заправки составляет 60 млн рублей.
Если проблему с заправками может решить крупная компания, то проблему с соответствующими автобусами предстоит решать самим перевозчикам. Самый надежный путь — это полностью обновить автопарк, считает Василий Киселев. Однако некоторые могут просто закупить дополнительное оборудование для автобусов, которые сейчас используются. Однако в таком случае велика опасность появления коррупционной составляющей, убежден он. "Любые обязательства сводятся к коррупции. Стоимость оборудования может увеличиться в разы. Вообще я приветствую переход на газ, это и экологичней, и на 40% дешевле. Но где гарантия того, что когда это войдет в полную эксплуатацию, цена на топливо не подскочит", — заключил он.