Единороссы предлагают ввести уголовную ответственность за оправдание фашизма и сомнения в значимости победы во Второй мировой войне. Бороться с несуществующим врагом и защищать ветеранов посредством произнесения высоких слов – испытанный способ поднятия рейтинга и настроения.
Депутат Госдумы единоросс Сергей Железняк предлагает ввести уголовную ответственность "за реабилитацию нацизма и оправдание фашизма и попытки пересмотра итогов Второй мировой войны", — сообщает пресс-служба партии власти.
Известный своим глубоким патриотизмом депутат отметил, что "в эти дни [перед празднованием 9 мая] особенно оскорбительно звучали высказывания отдельных деятелей несистемной оппозиции, которые оскорбляли ветеранов, глумились над нашими традициями, издевались над памятью нашего народа".
Среди прочих, вероятно, имеется в виду пост в Живом журнале известного блогера Артемия Лебедева. "В России есть только один культ хуже православия — культ Дня победы. Священный трепет, придыхание, особая лексика, слова о памяти, приторная забота о ветеранах — все это вызывает приступы рвоты", — написал Лебедев 9 мая.
В высказывании блогера можно найти и здравое зерно. Так, он полагает, что "нельзя воевать четыре года для того, чтобы оставшуюся жизнь думать только о войне". Однако есть и высказывания, могущие задеть патриотичные чувства: "Советский солдат, воевавший во (на?) Второй мировой войне воспринимается сегодня исключительно могущественным героем. Участник ВОВ автоматически покрывается слоем золота, даже если он чистил картошку в тылу".
"Они говорят о том, что им ненавистны парады, они считают, что георгиевская ленточка — это фетиш, что неизвестно, что было бы лучше для нашей страны: победа нашего народа либо победа Гитлера, — пересказывает депутат Железняк. — Они считают, что вправе ставить под сомнение нашу победу в Великой Отечественной войне. И даже есть такие слова: "Патриоты, горите в аду со своими парадами. Если вам нужна великая страна, ложитесь под танки". Подобные высказывания ставят их авторов вне правового поля. И я считаю, они должны быть обязательно наказаны".
По давней традиции единороссы немного преувеличивают, немного обобщают и немного передергивают. В оригинале было нескольких не слишком адекватных высказываний нескольких людей. В пересказе получилось, что несистемная оппозиция в целом не любит георгиевские ленточки, парады, победу и не возражала бы против победы Гитлера.
Смысл высокопарной риторики депутата Железняка вполне понятен. Нет более надежного способа поднять себе рейтинг, чем заступиться за ветеранов войны. Тем более приятно, что для этого не требуется ничего, кроме как поговорить.
Есть и дополнительные бонусы. Антиветеранские высказывания можно приписать оппозиции в целом, намекая на ее непатриотичность. А иных не одобряющих политику партии и правительства можно будет не только назвать отщепенцами, но и привлечь по статье.
Оппозиционные наблюдатели в ответ напоминают, чьим последним прибежищем является патриотизм. Депутат Железняк известен своими инициативами по запрещению педофилов в театрах, мата в СМИ, слишком большого числа иностранных фильмов в кинотеатрах. Он считает нужным ограничивать "бесконтрольную свободу" в интернете и не отдавать русских сирот за границу. При этом его дочери живут и учатся в Европе, а расходы депутата, по данным оппозиции, серьезно превышают его доходы.
Направить свои антифашистские силы единороссы могли бы в другом направлении. Например, обеспечив наконец немногих оставшихся в живых ветеранов квартирами, не дарить им на 9 мая просроченную тушенку и не обещать бесплатные похороны. Ну и в целом делая немного лучше жизнь страны, свободу которой ветераны защищали. Хотя, конечно, говорить о патриотизме проще и дешевле.
Что же касается уголовной ответственности для блогеров за "оправдание нацизма", то наблюдатели, скорее, против, чем за. И не потому, что они против ветеранов, а потому, что хорошо известно, насколько адекватно работают в России разного рода запреты.
"Какое-то рациональное зерно в этой идее, может, и есть, — говорит директор по развитию LiveJournal в Украине Игорь Бигдан. — Но на нашей почве эти зерна все время выходят боком. Этот инструмент можно использовать как цензурный. Мы уже неоднократно видели, как это работает".
9 мая - важная составляющая современной государственной идеологии наряду с космосом и православием, говорит известный блогер Олег Макаренко (Fritzmorgen). Поэтому некоторые силы, как-то русофобы, в том числе из числа эмигрантов, и оппозиционеры, многие из которых действуют по принципу "чем хуже - тем лучше", считают своим долгом нападать именно по этим поводам. Другое дело, что есть сомнения в том, помогут ли такие способы борьбы, как Уголовный кодекс, продолжает Макаренко: с другой стороны, опыт, например, Австрии показывает, что введение уголовной ответственности за отрицание холокоста воспринимается желающими поотрицать вполне всерьез.
Что же до того, что "неизвестно, что было бы лучше для нашей страны: победа нашего народа либо победа Гитлера", то на эту тему высказываются вовсе не либеральные блогеры, а экономисты. В частности, с таким анализом "as if" выступил Михаил Делягин. И "в этой шутке доля шутки пугающе мала", — печально добавляет эксперт.
Среди предложенных им вероятных последствий победы Гитлера — такие пункты: "Колониальную администрацию наберут из особо подлых местных жителей... Дети и жены правителей будут жить для безопасности за границей… Будет максимально поощряться коррупция, чтобы государство было как можно более ослаблено… Промышленности в стране практически никакой не останется, оккупанты будут озабочены только выкачиванием природных ресурсов с наших территорий… Вся знать будет ездить только на черных немецких машинах с сиренами... Преподаватели и врачи на оккупированных территориях будут получать содержание по минимуму, только чтобы население сокращалось и оскотинивалось побыстрее... Самым расторопным и умным дадут возможность уезжать и жить за границей, это будет считаться большим жизненным успехом… Каждый житель будет обязан регистрироваться в полиции по месту жительства… Для поддержания страха создадут дикие отряды горцев…".
Наблюдатели могут самостоятельно решить, похоже ли это на то, что получилось на самом деле. Другой вопрос, который администрация может задать себе — действительно ли в том, что победители Гитлера живут намного хуже побежденных, виноваты блогеры, экономические аналитики и лихие девяностые.