Российские власти определили принципы распределения заказов на строительство Арктического флота в сумме 2,3 трлн рублей между отечественными и иностранными судостроителями.
Суда для освоения арктического шельфа и обслуживания Северного морского пути (СМП) в первую очередь будут строить российские верфи, входящие в государственную Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), а то, что они не смогут осилить, получат по субподряду иностранные верфи. Прежде всего речь идет о двух германских верфях, приобретенных компанией Nordic Yards Виталия Юсуфова, сына бывшего члена совета директоров "Газпрома" Игоря Юсуфова.
До 2030 года Россия планирует построить 2 тыс. гражданских судов примерно на 2,3 трлн рублей. Из них 80% придется на суда для вывоза углеводородов с российского шельфа.
Заинтересованные лица
За перспективный заказ развернулась борьба между ОСК, объединяющей производственные и конструкторские компании в судостроении по всей стране, и петербургским исследователем, проектантом в области кораблестроения — ФГУП "Крыловский государственный научный центр" (КГНЦ). На высоком политическом уровне госкорпорацию негласно поддерживает Игорь Сечин, президент "Роснефти", а за научным центром стоит, по словам участников рынка, глава Минпромторга Денис Мантуров.
Победа верфей
С помощью Игоря Сечина ОСК, а точнее, петербургские судостроители лоббируют идею строительства новой крупной верфи на острове Котлин в Кронштадте.
"Сечину очень верфь нужна", — заявил источник в ОСК. В планах "Роснефти" построить 121 платформу для разведки и добычи на шельфе, 16 судов сейсморазведки и более 200 судов обеспечения.
В свою очередь, оппоненты ОСК пытаются убедить руководство страны в нецелесообразности крупных капиталовложений в отечественное судостроение: мол, деньги надо вкладывать в научные разработки, а суда построить можно и за границей. Представители этой концепции пока одерживают верх.
Противостояние сторон привело к очередной смене главы ОСК — на место Андрея Дьячкова пришел танкостроитель Владимир Шмаков, бывший первый заместитель гендиректора Уралвагонзавода. Его называют кандидатурой Мантурова.
О смене главы ОСК официально сообщил президент РФ Владимир Путин в минувший вторник, 21 мая, на совещании, посвященном проблемам судостроения.
В ходе совещания Путин отметил, что приоритет в размещении заказов на строительство гражданских судов должен отдаваться российским верфям.
После совещания Денис Мантуров заявил, что ОСК будет привлекать зарубежные компании в качестве субподрядчиков по контрактам, которые не сможет исполнить в срок.
Не зря готовились
Пока на высшем уровне шла борьба за влияние, руководство Крыловского центра аккумулировало активы для будущего освоения крупных арктических заказов. Так, еще в ноябре 2012 года генеральный директор научного центра Андрей Дутов презентовал вице–премьеру РФ Дмитрию Рогозину идею создания в Петербурге арктического инжинирингового кластера, в который помимо КГНЦ войдут также ОАО "Центр технологии судостроения и судоремонта" и ФГУП "Центральный научно–исследовательский институт конструкционных материалов "Прометей".
Объединение, по замыслу авторов, займется проектированием и производством ледоколов и судов усиленного ледового класса для обслуживания Северного морского пути и освоения арктического шельфа.
А в апреле 2013 года Крыловский центр подписал с Nordic Yards соглашение о научном и техническом сотрудничестве, а также ряд контрактов по конкретным проектам, предусматривающих совместную работу в рамках проектирования и строительства сложных, высокотехнологичных судов и конструкций для заказчиков в РФ и в Европе. Детали соглашений — суммы, сроки — стороны не раскрывают.
Планы зреют
Теперь осталось дело за малым — заключить контракты с заказчиками. Однако конкретных планов по строительству Арктического флота пока никто из них не оглашал.
"Сейчас остается неопределенность в планах нефтегазовых компаний. Им нужно определиться с освоением шельфа, чтобы остальное общество могло скоординировать свои действия", — призывает заместитель директора КГНЦ Евгений Апполонов.
Из опрошенных "ДП" нефтегазовых компаний только в ООО "Газпром добыча шельф" ("дочка" ОАО "Газпром"), сообщили, что, возможно, обратятся в следующем году в Крыловский центр в связи с разработкой Киринского и Штокмановского газоконденсатных месторождений.
Впрочем, планы госкомпаний порой меняются. В 2011–2012 годах на Балтийском заводе и Выборгском судостроительном заводе (оба входят в ОСК) началось строительство ледоколов для Северного морского пути. В начале 2013 года "Атомфлот" объявил конкурс на строительство еще двух атомных ледоколов по 43 млрд рублей каждый, контракт по ним хотели подписать еще в марте, но отложили на лето. В ОСК теперь сомневаются, что на ледоколы найдутся деньги.