Министр образования Дмитрий Ливанов заявил, что не дорожит креслом, более того, надеется, что пробудет в нем недолго. По всей видимости, академическое лобби может праздновать победу, осталось лишь понять, имеет ли Ливанов в виду только свою отставку или всего кабинета министров во главе с Дмитрием Медведевым.
В эфире радиостанции "Эхо Москвы" Дмитрий Ливанов сказал, что не считает себя чиновником, статусом не дорожит, более того, этот статус его даже тяготит и мешает. Он также отметил, что страдает от того, что приходится себя ограничивать из-за министерского ранга, и надеется, что это "ненадолго". "Очень многие люди на это надеются одновременно со мной, так что у нас есть поле для консенсуса", — обнадежил министр своих оппонентов.
Практически это звучит как прошение об отставке. Как говорил Владимир Путин об уходе министра регионального развития Олега Говоруна, "он честно сказал: вы знаете, я вижу, что несколько не то, что я ожидал. Честно сказал. Зачем ему мучиться и других мучить?" Зачем же и Ливанову мучиться.
Дмитрий Ливанов не выдержал давления со стороны академических кругов, его критиковали за рейтинги эффективности вузов, проекты реформирования Академии наук и системы защиты диссертаций. Еще, конечно, ЕГЭ, но это скорее повод, понятный широкой общественности, с ЕГЭ скандалы каждый год одни и те же, а вот "липовые" диссертации высокопоставленных депутатов и чиновников в массовом порядке стали обнаруживаться только сейчас.
В авангарде кампании против министра образования оказалась, естественно, парламентская оппозиция в лице КПРФ и ЛДПР, примкнули к ней и члены Общероссийского народного фронта. Не так давно из-за прессинга покинул министерство зам Ливанова Игорь Федюкин.
Читайте также:
Образование
Чем провинился Дмитрий Ливанов
КПРФ требует замены Ливанова на ректора МГУ Виктора Садовничего, что косвенно может указывать на тех, кто впрямую заинтересован в отставке министра. В январе 2013 года министерством был уличен в фальсификации диссертации и лишен научного звания глава учебно-научного центра им. Колмогорова Андрей Андрянов, считающийся протеже Садовничего.
Приведет ли такая замена к сворачиванию начатых реформ, — вопрос. Тот же процесс передачи ведущим вузам страны права самостоятельно присваивать степени Виктор Садовничий, очевидно, доведет до конца, это выгодно МГУ. В одном из интервью он признавался, что благоприятным для науки периодом считает время Вячеслава Елютина, министра высшего и среднего специального образования СССР в 1959-1987 годах, одного из тех людей, которых нужно считать творцами всей системы советского образования. Ливанов, говоря о необходимости реформы РАН, имел в виду перенос интеллектуального центра в университеты, как это принято в мире, но оговаривался, что университет при этом не должен плодить толпы выпускников с реально никуда не годными дипломами.
Кабинет министров
Дмитрия Медведева проработал едва год, а лишился уже трех министров. Остальные тоже явно не вполне понимают, до какой степени им доверяют, каков реальный уровень их полномочий и срок работы. Остается понять, имел ли в виду Дмитрий Ливанов, говоря "это ненадолго", только себя или же все правительство целиком.