Руководитель подразделения по борьбе с мошенничеством северо-западного филиала ОАО "Мегафон" Павел Лужников рассказал, какие изменения нужно внести в законодательство, чтобы избавить абонентов от спама по sms.
Спам по sms — проблема буквально каждого абонента, и моя, кстати, тоже. Мне, как и всем, в телефон постоянно валится мусор от бесполезных рассылок. Почему? Потому что эту проблему на 100% не решить только техническими мерами. Законодательство требует серьезной доработки, так как оператор по закону не имеет права не доставить сообщение, отправленное с номера одного абонента на номер другого. В итоге по России только за прошлый год мы зафиксировали порядка 9 млрд спамерских sms, а это почти в 2 раза больше результата 2011 года. И это данные только по "МегаФону", у других операторов ситуация, полагаю, не сильно отличается.
Лазейка для спамеров впервые появилась несколько лет назад, когда российские операторы перешли к упрощенной системе расчетов при обмене sms между своими сетями. Сейчас 99% спама поступает к нашим абонентам от sms–центров других операторов. Противодействовать таким спамерам сложнее, так как наши действия по блокировке сообщений от других операторов могут содержать признаки состава уголовного преступления, предусмотренного ст. 138 УК РФ "Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений". Реальность изменилась, а законодательство осталось прежним. Наше специальное техническое решение "Антиспам" позволяет защитить наших абонентов от любых нежелательных рассылок, однако полностью применить его мы не можем.
Но начинать с чего–то надо, и пока, до внесения изменений в законодательство, мы будем блокировать спам, приходящий с буквенных адресов, например таких, как "такси", "ресторан", хотя бы частично. Блокировка sms–спама от таких буквенных отправителей не противоречит действующему закону "О связи", так как у sms–центров, от которых идет рассылка, часто нет так называемого цифрового номера. Не стоит забывать, что спам может причинить абонентам и материальный вред. Например, на мобильные телефоны часто от имени какого–либо банка или от "мамы" приходят сообщения с просьбой перезвонить, отправить в ответ sms или перевести деньги на счет. И таких разнообразных способов sms–обмана у мошенников немало.
На сегодняшний день картина получается следующая: технические возможности оператора по защите своих абонентов ограничиваются законодательством. Для того чтобы ситуация изменилась, необходимо запретить распространение недобросовестной и ненадлежащей рекламы и иной информации, направленной неопределенному кругу лиц без предварительного согласия. Также надо закрепить право оператора связи ограничивать распространение указанной информации. Только в этих условиях операторы смогут эффективно бороться с мошенническим спамом, гарантируя пользователям безопасность связи. Перспектива есть, любая задача имеет решение, главное — хотя бы начать его искать. Первый шаг мы сделали, технически все готово, так что теперь очередь за законодателями.