Петербург не будет участвовать в федеральной программе капремонта жилья: чиновники считают, что условия сложные, а денег дают мало. Эксперты сомневаются, что администрация, которая отказывается от денег под предлогом сложности, работает эффективно.
Смольный отказывается от федеральных денег: Петербург выходит из федеральной программы софинансирования капитального ремонта ветхого и аварийного жилья. Об этом в среду рассказал журналистам глава жилищного комитета Валерий Шиян.
По его словам, у этого решения есть две основные причины. Во-первых, предложен совсем небольшой объем помощи — 233 млн рублей. Эта сумма кажется Смольному незначительной, потому что бюджет жилищного комитета на этот год более чем в 30 раз больше.
Во-вторых, по новым правилам, жильцы ветхих и аварийных домов должны платить втрое больше, чем прежде, а они и прежде, по данным Смольного, не особенно-то хотели в этой программе участвовать.
В прошлом году от граждан требовалось собрать лишь 5% средств, необходимых на капитальный ремонт. Остальные 95% собирали федерация и город. По словам Шияна, даже собрать эти 5% было большой проблемой.
Читайте также:
Петербуржцы заплатят за ремонт будущего
Теперь же от граждан нужно не 5%, а 15% необходимой суммы. Остальные 85% делятся между федерацией и городом в пропорции 30 к 70. "Мы предложили губернатору воздержаться от участия в этой программе", — сказал Шиян.
В 2011–2012 годах из средств фонда ЖКХ по этой программе Петербург получил 1,09 млрд рублей. Добавив (из бюджета и от жильцов) еще 1,2 млрд рублей, в городе выполнили ремонт 779 многоквартирных домов.
Городские чиновники уже не впервые по тем или иным причинам отказываются от участия в жилищных программах. Так, весной прошлого года в трети городских районов (6 из 18) не сумели вовремя подготовить документацию адресных программ по капитальному ремонту. "Подвисли" 595 объектов на 2,8 млрд рублей — именно столько планировали отремонтировать и потратить в этих районах.
Эксперты отрасли говорят о системных проблемах. Администрация оттеснила от составления программ (и распределения средств) ТСЖ, но в самих администрациях оказалось недостаточно специалистов, способных подготовить программы. Платой за самостийность принятия решений стали неотремонтированные дома.
Аналогична и ситуация с отказом от федерального финансирования. Вряд ли можно назвать рачительным чиновника, который считает, что городу не нужны дополнительные средства из Москвы (сколько там, мол, тех денег-то). Есть мнение, что можно было найти объекты, где жильцы были бы согласны компенсировать 15% затрат. Но это требовало трудозатрат, совершенно, с точки зрения Смольного, излишних. И это требовало наличия четкой политики в отрасли и управляемости ею, чего вовсе не наблюдается.
Собирать средства с жителей и в самом деле непросто, соглашается вице-президент Объединения строителей Петербурга Алексей Белоусов. В старом фонде часто живут небогатые люди, а даже 5% от стоимости ремонта — это миллион, а то и больше.
Тем не менее отказ от федеральных средств — ошибка, уверен эксперт: "Какими "сложными" не были бы эти средства, их надо использовать. Практика показывает, что это возможно. В том числе и практика Петербурга — ведь потратили же как-то предыдущие миллиарды".
Проблема в недостаточно активной работе чиновников, отмечает Белоусов: "Требовалась активная, плотная работа с владельцами. Комитет не хочет ею заниматься. Процесс фактически пущен на самотек: если жильцы самоорганизуются и собирают средства — то дом участвует в программе, но сам город ничего для этого не делает".