Заказы, которыми планировалось загрузить будущую суперверфь на острове Котлин, получит дальневосточная "Звезда". Таким образом, проект стоимостью 60 млрд рублей утратил смысл.
Вице–премьер, отвечающий за оборонную промышленность, Дмитрий Рогозин на минувшей неделе проинспектировал крупнейшие судостроительные заводы Петербурга — Северную верфь (единственный изготовитель в стране надводных кораблей для ВМФ РФ) и Балтийский завод, где зампредседателю правительства продемонстрировали готовую корму "Мистраля" и строящиеся ледоколы.
Рассуждая о потенциале российского судостроения, Рогозин отметил, что верфи Северо–Запада будут специализироваться на изготовлении сложных военных кораблей и ледокольного флота, а шельфовые проекты необходимо сконцентрировать на Дальнем Востоке, где в завершающей стадии находится проект суперверфи "Звезда", реализуемый "Объединенной судостроительной корпорацией" (ОСК). "В Большом Камне (Приморский край, — Ред.) строится новая верфь — на ней будут размещаться основные заказы, связанные с потребностями "Газпрома", "Роснефти" и других компаний, осваивающих шельф", — пояснил Рогозин. При этом он отметил, что на вопрос о целесообразности строительства новой верфи на острове Котлин в Кронштадте через несколько месяцев ответит недавно возглавивший ОСК Владимир Шмаков, после того как подготовит стратегию развития госкорпорации, контролирующей 70% верфей РФ. "Нужно посчитать весь объем заказов, чтобы понять, нужна нам новая верфь или нет", — добавил Рогозин.
До принятия стратегии руководители местных судостроительных предприятий предпочли не комментировать слова вице–премьера, но в неофициальных беседах эксперты "ДП" склоняются к мысли, что идею строительства верфи в Кронштадте можно похоронить, особенно учитывая, что ее предполагалось загружать именно шельфовыми проектами. Плюс к этому правительство РФ не прочь размещать заказы за пределами страны, в частности в Германии, на верфях, приобретенных компанией Nordic Yards Виталия Юсуфова, сына бывшего члена совета директоров "Газпрома" Игоря Юсуфова, при том что отечественные верфи не загружены полностью. "Мы сейчас считаем все потенциальные заказы — гражданские и военные, — говорит Рогозин. — Затем то, что российские верфи не смогут построить в срок, будет передаваться на зарубежные верфи".
Ни себе, ни городу
Ранее ОСК уже разрабатывала собственную концепцию развития. Этот документ был направлен в правительство, и в частности Дмитрию Рогозину. Из концепции следует, что некоторые верфи, входящие в ОСК, не загружены, большинство предприятий убыточны. За 2 года существования госкорпорация накопила убыток в 25 млрд рублей. Главная причина убытков — высокие затраты верфей вследствие применения устаревших технологий, низкой производительности труда. Решить эту проблему за счет строительства новой верфи задумал еще в 2010 году Роман Троценко, бывший президент ОСК. Причем его идея совпала с желанием городских властей освободить центр города от промпредприятий. Проект суперверфи на Котлине поддерживал и преемник Троценко — Андрей Дьячков, ранее заявлявший "ДП", что невозможно на старых мощностях строить современные корабли.
Верфь в Кронштадте планировалось возвести к 2018 году и постепенно перевести на нее судостроительные мощности из центра Петербурга, начиная с Адмиралтейских верфей. Они даже освободили около 14 га занимаемой площади под строительство Ново–Адмиралтейского моста, которое в итоге отменили. В свою очередь Минобороны РФ передало под стройку в собственность Петербурга 70 га земли на Котлине (еще столько же хотели намыть). Весь проект оценивался в 60 млрд рублей. На новой верфи собирались строить как военные корабли, так и гражданские суда–гиганты водоизмещением до 200 тыс. т.
Беззаказная верфь
Постепенно идея грандиозной стройки отошла на второй план. Перед ОСК встали более важные задачи — поглотить судостроительные активы опального олигарха Сергея Пугачева — конструкторское бюро "Айсберг", Северную верфь и Балтийский завод. Контроль над этими активами госкорпорация установила в 2012 году. Впрочем, главная причина заморозки проекта суперверфи — это отсутствие господдержки. Теперь Дмитрий Рогозин ясно дал понять, что местные судостроители могут рассчитывать только на военные корабли и ледоколы.
Военными заказами местные верфи загружены до 2020 года, а ледоколами — до 2016–го. Больше заказов им пока не дают. Хотя еще в начале этого года ФГУП "Атомфлот" объявило конкурсы на строительство двух серийных атомных ледоколов общей стоимостью 80 млрд рублей. Единственным исполнителем этого заказа в стране мог стать Балтзавод (ранее получивший контракт на головное судно). Однако из–за дефицита средств в федеральном бюджете результаты конкурса не подводят третий месяц.
В надежде, что Дмитрий Рогозин поможет с финансированием, гендиректор "Атомфлота" Вячеслав Рукша, присутствовавший на Балтзаводе во время визита вице–премьера, горячо убеждал его в необходимости атомного флота для развития Северного морского пути (СМП). Хотя это кратчайший путь между Европой и Азией, скорость движения судов по нему очень мала из–за льдов. Повысить конкурентоспособность СМП, по словам Рукши, можно только благодаря новым ледоколам, которые так расчитят путь ото льда, что суда смогут делать 10 узлов и доставлять груз в тот же срок, как если бы они шли традиционным маршрутом с большей скоростью.
“
Нужно провести анализ по всем верфям, оценить их возможности, а самое главное, загрузку. Пока нет такого анализа, неизвестен продуктовый ряд, даже говорить о строительстве новой верфи бессмысленно. Сейчас понятно, что если речь идет об офшорном судостроении, о крупных газовозах, о флоте для освоения шельфа, то его целесообразно строить на Дальнем Востоке. Суда–гиганты наши верфи не построят, а если речь о ледоколах, то их можно строить здесь. Если существующих мощностей не хватит, то, возможно, выгоднее строить за границей, чем создавать верфь под одно–два судна. Во времена СССР, когда в судостроение вкладывали большие деньги, некоторые суда тем не менее строили за границей.
Андрей Фомичев
заместитель гендиректора концерна "Моринформсистема–Агат" (экс–глава Северной верфи и Балтзавода)