Ирина Антонова уволена с поста директора ГМИИ им. Пушкина и назначена на пост президента музея. Ее место займет известный арт-директор Марина Лошак. Деятели искусства полагают, что на такие кадровые перестановки мог повлиять недавний конфликт между ГМИИ и Эрмитажем.
Министр культуры Владимир Мединский объявил об увольнении директора государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) Ирины Антоновой. Этот пост она занимала с 1961 года, сейчас это место займет арт-директор Марина Лошак. Ирина Антонова назначена президентом ГМИИ.
Последним громким событием, связанным с ее деятельностью в качестве директора ГМИИ, стала просьба, обращенная к президенту Владимиру Путину, о возвращении в музей коллекции импрессионистов, которая попала в Эрмитаж в 1948 году. До этого картины находились в музее западного искусства, который был ликвидирован по указу Иосифа Сталина. В результате коллекцию разделили среди крупных музеев, часть полотен отправилась в Эрмитаж. Ирина Антонова на протяжении 20 лет выступала за восстановление музея.
Эта инициатива получила широкую огласку во время "прямой линии" с президентом этой весной и послужила началом конфликта между двумя крупнейшими музеями страны. Предложение экс-директора ГМИИ им. Пушкина подверглось резкой критике со стороны директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. Он заявил, что коллекции закрытого музея не спрятаны в архивах, а выставлены на обозрение посетителей, и кроме того, были переданы в Эрмитаж не безвозмездно, а в обмен на две сотни работ, изъятых из Эрмитажа и переданных в музей имени Пушкина в 1920-е годы. "Мне стыдно, что музейные дела выносятся на уровень общения с президентом", — заметил тогда Пиотровский.
Примечательно, что это предложение Ирины Антоновой вызвало волну недовольства не только среди деятелей искусства, но и среди широкой общественности. В частности, болельщики петербургского футбольного клуба "Зенит" организовали в интернете сбор подписей за сохранение целостности коллекции Эрмитажа.
Политики также выступили против подобных изменений. Так, например, вице–губернатор Петербурга Василий Кичеджи тогда выразил надежду на то, что "ни у кого не поднимется рука на прекрасное собрание Эрмитажа, ценность и целостность которого признана во всем мире". Министр культуры Владимир Мединский заявил о том, что "воссоздание музея современного западного искусства может стать еще большей ошибкой, чем его ликвидация".
Борьба за полотна импрессионистов, собранные русскими купцами Иваном Морозовым и Сергеем Щукиным, оказалась одной из самых ярких вех в карьере Ирины Антоновой, но далеко не единственной. Музей имени Пушкина она возглавляла 52 года — дольше всех не только в России, но и в Европе.
В свое время она создала рабочую группу по подготовке концепции развития музея, привлекла к реконструкции его здания британского архитектора Нормана Фостера, активно занималась созданием попечительского совета. Искусствоведы отмечают, что под руководством Антоновой музей имени Пушкина развивался вполне динамично и был одним из самых заметных арт-площадок в Европе.
Эксперты разошлись в своих оценках отставки Антоновой. "В целом ей давно пора на пенсию, директор музея — не почетная должность, а рабочая", — написал в своем блоге в "Твиттере" известный галерист Марат Гельман.
В Эрмитаже на вопрос, связывают ли сотрудники музея увольнение Ирины Антоновой с недавним конфликтом между ГМИИ и Эрмитажем, оперативно ответить не смогли. В интервью российским СМИ глава музея Михаил Пиотровский также отказался комментировать отставку Антоновой.
Историк Лев Лурье считает, что причин для кадровых перестановок в ГМИИ им. Пушкина может быть множество, но более вероятной он называет именно провал попытки воссоздания музея западного искусства. "Когда Ирина Антонова поняла, что это невозможно, она, как честный офицер, подала в отставку. Назначение на пост президента нельзя считать наказанием, это, безусловно, повышение", — пояснил он, добавив, что решение этого вопроса велось, скорее всего, на высоком правительственном уровне.
Директор музея «Исаакиевский Собор» Николай Буров не связывает перестановки в ГМИИ с недавним конфликтом с Эрмитажем: «Это естественный процесс, он вполне эволюционный. Антонова – просто памятник эпохи, она обладает огромным уважением со стороны искусствоведческого сообщества. Назначение ее президентом - это не наказание и не «почетная ссылка», это дань уважению и признанию ее многолетней работы».