Власти Ленобласти разработали очередную концепцию утилизации мусора. За три года планируется потратить 4 млрд рублей. Все прежние многомиллиардные проекты, анонсированные регионом, уходили в небытие.
Правительство Ленобласти разработало новую концепцию обращения с отходами. На ее реализацию региональная управляющая компания потратит около 4 млрд рублей в течение 3 лет. В регионе создадут сеть станций сортировки и перегрузки отходов, а также предложат новую схему оплаты вывоза мусора.
Комплексы и станции
Для реализации новой концепции Управляющая компания (УК) по обращению с отходами Ленобласти (100%–ная собственность региона) возьмет кредит 4 млрд рублей.
На эти деньги будут построены сеть станций сортировки и перегрузки отходов, несколько мусоросортировочных комплексов, закуплен спецтранспорт.
Станции будут получать твердые бытовые отходы (ТБО) от населения и строительный мусор от строительных компаний, сортировать по видам, прессовать и спецтехникой перевозить на полигоны или в мусоросортировочные комплексы.
"Мусор, пригодный под вторичную переработку (металлы, алюминиевые сплавы, кабельно–проводниковая продукция, горючие смеси), будет продаваться на рынке", — уточняет вице–губернатор по ЖКХ и ТЭК Юрий Пахомовский.
Пилотный проект будет реализован в Кингисеппском и Сланцевском районах, где УК является оператором государственных полигонов ТБО.
Кроме того, до конца 2015 года в рамках государственно–частного партнерства планируется построить два полигона твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов в Подпорожском и Лужском районах.
Платить по–новому
Еще одним новшеством станет изменение системы оплаты за транспортировку мусора, говорит председатель комитета по ЖКХ и транспорту Дмитрий Разумов.
По его словам, управляющая компания или ТСЖ будет заключать договор на размещение мусора напрямую с полигоном, а компания–перевозчик будет получать деньги за перевезенный мусор также непосредственно от полигонов. "В итоге жители будут платить только за фактически размещенный мусор", — говорит он.
В правительстве Ленобласти отмечают, что после отмены лицензий на сбор и транспортировку мусора ситуация с несанкционированными свалками усугубилась: любая машина может забрать мусор и выгрузить его где попало, получив деньги от ТСЖ и присвоив сбор полигона за утилизацию.
Новая система оплаты коснется только ТБО в Кингисеппском и Сланцевском районах, но затем ее планируется распространить на другие районы.
Патовая ситуация
Ситуацию с отходами в Ленобласти называют патовой. Сейчас в регионе работают 17 полигонов, объем мусора, который производится жителями области, — 1,8 млн т в год. Рынок его сбора и перевозки оценивается в 5,5 млрд рублей в год.
Регион не раз представлял многомиллиардные проекты в сфере обращения с отходами, но они ничем не увенчались.
Впрочем, удалось построить за 100 млн рублей несколько полигонов, которыми сейчас и управляет региональная УК.
В 2007 и 2012 годах экс–глава региона Валерий Сердюков предлагал строительство нескольких заводов в регионе, но так ни одного и не построил. В конце 2012 года построить завод за 80 млн евро планировала испанская компания — ООО "Са–Неко".
Однако переговоры ни к чему не привели — при существующих тарифах этот проект оказался нерентабельным.
По данным источников "ДП", для строительства завода в Левашово тарифы на переработку мусора были подняты правительством города специально для инвестора в 4 раза, хотя консорциум Helector, Aktor Concessions и Aktor это отрицает.
Участники рынка считают, что новая система оплаты и создание станций повлияют только на недобросовестных перевозчиков, которые теперь не получат денег, пока не довезут мусор до полигона.
"Такие компании создавали на рынке нездоровую конкуренцию", — говорит техдиректор "Промстройсервиса" Евгений Благин.
"Действующие полигоны Ленобласти не справляются с оборотами отходов, строить новые просто необходимо", — добавляют в компании "Контраст". "Новая система обращения с отходами снизит ответственность перевозчиков, которая перейдет на тех, кто этот мусор производит. Теперь их заботой будет договариваться с полигоном, а нам останется выполнять прямую работу — перевозить", — говорят в компании "Транс Эколоджи".