Рост тарифов естественных монополий со следующего года должен быть ограничен: Владимир Путин поручил правительству готовить соответствующий механизм. В монополиях ожидают убытков, а эксперты сомневаются, что снижение тарифов скажется на потребителе.
В конце прошлой недели президент России Владимир Путин подписал перечень поручений по итогам Петербургского международного экономического форума. В числе прочего, правительству было поручено до 15 сентября разработать принципы и механизмы ограничения конечной стоимости товаров и услуг естественных монополий для потребителей в течение 5 лет — так, чтобы темпы роста цен не превышали величины фактической инфляции. Ограничение должно вступить в силу с 2014 года.
"Инфляция пока высока, при этом велика доля так называемых немонетарных факторов, то есть тарифной составляющей. Высокие тарифы являются фактором раскручивания инфляции, торможения экономики, снижения конкурентоспособности наших товаров", — говорил президент на ПМЭФ.
По мнению Путина, в инфраструктурных монополиях "есть резервы по экономии", и им следует разумно привлекать финансирование на свои программы.
Однако, участники рынка негативно отреагировали на такое поручение президента. По словам начальника департамента экономической экспертизы и ценообразования ОАО "Газпром" Елены Карпель, в случае снижения роста тарифов в 2014–2015 гг. до уровня инфляции (примерно до 5%) "Газпром" за этот период потеряет 130 млрд рублей.
Решение об ограничении роста тарифов естественных монополий лоббируется крупными предпринимателями. В апреле, во время прямой линии Путин говорил, что рост тарифов естественных монополий может быть замедлен. Через месяц владелец "Базового элемента" Олег Дерипаска предложил произвести подобное ограничение на уровне, не превышающем 75% от инфляции в предыдущем году. "Я сейчас не готов сказать, в какой форме, но полностью разделяю эту идею и прошу правительство об этом подумать", — сказал тогда президент.
Строго говоря, в России — четыре общенациональные "естественные монополии": "Газпром", "Транснефть", РЖД и ФСК ЕЭС.
Директор института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что финансовое ограничение компаний — не выход. "Раз в условиях естественной монополии само понятие рынка невозможно, то, по-хорошему, властям необходимо обеспечить финансовую прозрачность работы естественных монополий", — пояснил он.
Президент ассоциации МФО Ярослав Кабаков считает, что ограничение роста тарифов по естественным монополиям может вообще никак не сказаться на конечном потребителе. "Как показывает практика, даже при росте тарифов чуть выше или вровень с инфляцией, на конечном потребителе это никак не сказывается, потому что рост тарифов ЖКХ обычно проходит активнее", — пояснил он, добавив, что на данный момент не существует механизма регулирования потребительских цен.
Также аналитик отметил, что одно только ограничение роста тарифов со стороны государства может привести к проблемам в экономике страны. "Например, газодобывающая отрасль и так находится не в лучшем положении: из-за снижения европейского спроса компании вынуждены снижать объемы добычи. Вкупе с ограничением роста тарифов это может поставить всю экономическую модель на грань выживания. Если правительство вводит ограничение роста тарифов, то взамен оно должно давать государственные гарантии по поддержке отрасли или предлагать механизмы субсидирования", — пояснил эксперт, добавив, что в таком случае компании с большей охотой пойдут навстречу нововведению.