Политики в Лиссабоне, очевидно, не получали известие о том, что долговой кризис в еврозоне уже закончился. Не так давно закончившаяся драма вновь развернулась после того, как португальские облигации взлетели до критического уровня.
Все началось в
понедельник с отставки министра финансов Португалии Витора Гашпара — защитника режима строгой экономии и архитектора программы международной финансовой помощи Португалии, пишет Wall Street Journal.
Следом за ним, во вторник, в отставку подал министр иностранных дел Паулу Порташ, возглавлявший одну из партий в коалиционном правительстве премьер-министра Педру Пасоша Коэлью, а это влечет за собой досрочные выборы. Сам Коэлью устоял, но рынки опасаются пересмотра условий финансовой помощи или даже возникновения второго плана спасения страны, из-за чего в итоге пострадают держатели облигаций.
Главный специалист торговой фирмы Miller Tabak по экономической политике Эндрю Уилкинсон отмечает, что из-за сегодняшней суматохи Португалия, которая долгое время считалась "добропорядочным гражданином" еврозоны, предстает в другом свете.
Читайте также:
Как победить Португалию
Что это значит для европейских рынков? Португалия была в самом эпицентре событий. Доход 10-летних гособлигаций впервые с ноября прошлого года превысил 8%, хотя еще недавно, по данным Tradeweb, они торговались с доходом 7,69%. Если бы Португалия не приняла пакет финансовой помощи, возникли бы вопросы о ее способности финансировать собственный долг. Впрочем, большее беспокойство сейчас вызывает рост стоимости заимствования других проблемных стран — Италии и Испании, хотя они до сих пор далеки от кризисного уровня. Европейские фондовые индексы упали, при этом главный индекс Португалии опустился почти на 6%.
Будет ли в итоге задействована программа "прямых денежных инвестиций" Европейского центробанка?
Вероятно, что нет. Согласно требованиям ЕЦБ, Португалия должна "вернуть доступ к рынку", чтобы иметь право на программу потенциально неограниченной покупки суверенных краткосрочных облигаций. Но так как правила центробанка "слегка размыты", маловероятно, что страна сможет попасть под эту программу, даже несмотря на выпуск новых долговых обязательств, сообщили аналитики Danske Bank, ссылаясь на заявление президента ЕЦБ Марио Драги в марте: "В рыночных условиях страны должны рассчитывать сами на себя. Думаю, я ясно разъяснил то, что мы имеем в виду: способность обеспечить доходность, способность выйти к довольно широкой группе инвесторов и способность обеспечить достаточную эмиссию". Впрочем, этим требованиям Португалия пока не отвечает, добавили аналитики.
Что это значит для американских рынков?
Американские фондовые индексы испытывали давление, но затем убытки по индексным фьючерсным контрактам, спровоцированные Португалией, уменьшились после того, как ADP опубликовала обнадеживающую статистику о занятости в частном секторе, а Министерство труда США — еженедельную информацию о безработице. Пока ожидается, что инвесторы будут бдительно следить за Европой, но главное внимание достанется экономическим показателям состояния экономики США и их влиянию на денежно-кредитную политику Федерального правительства.
Однако сочетание сегодняшнего кризиса в Португалии с египетскими беспорядками увеличивают неопределенность, полагает главный экономист Saxo Bank Стин Якобсен, "а этого рынок вообще не любит". В то же время Федеральная резервная система США сигнализирует о своем намерении добиться нормализации процентных ставок, отмечает он. Сворачивание программы ФРС по монетарному стимулированию должно увеличить доходность облигаций по всему миру, в том числе в проблемных странах периферии еврозоны.
Как это отразится на биржевых товарах?
Индекс US Dollar Index (USDX) в четверг испытывал небольшое давление, частично сведя на нет ранние успешные результаты, прокомментировал Эндрю Уилкинсон из Miller Tabak. "Цены на золото, медь и сырую нефть не сдают позиций, поскольку инвесторы переосмысливают перспективы доллара на фоне всплеска волатильности", — заявил он.