Погружение Владимира Путина в батискафе на дно Финского залива не вызвало привычного ажиотажа в СМИ и блогосфере. Пиарщикам президента не позавидуешь — стерхи и амфоры задали слишком "высокую планку", народу теперь нужны изощренные трюки.
Президент
Владимир Путин накануне погрузился в батискафе к затонувшему фрегату "Олегъ" и благополучно вынырнул — но без трофеев и открытий. Он давно не выкидывал необычных спортивных номеров, не до того, видно, было. Граждане уже стали забывать о прекрасной физической форме главы государства.
О погружении в прессу сообщили заранее, но прежнего эффекта не получилось. Когда Путин летал на мотодельтаплане со стерхами в 2012 году, шуму было на месяц, креатив в блогах просто переливался через край. Когда годом раньше погружался на Тамани и "нашел" две амфоры, обсуждали не меньше — что это за древние посудины, подложили их Путину или не подложили и так далее. Да много всяких штук выдумывал президент — тигриц ловил, например, тоже годная тема была.
Зрители разочарованы в лучших ожиданиях. Им пообещали представление, а оно оказалось пшиком. Поднял бы, что ли, хоть астролябию, или встретился в пучине с морским чудовищем и поборол бы его ножом. А так и обсуждать нечего.
После стерхов, конечно, уже сложно удивлять. Когда-то было достаточно пролететь на истребителе, потом — посверкать голым торсом. В полном соответствии с законами шоу каждый последующий трюк должен быть сложнее и удивительнее предыдущего, иначе зритель не пойдет. С разводом вроде бы хорошо придумали, интернет вскипел мгновенно, но почти сразу и остыл.
Неделю назад социологи и политологи констатировали — рейтинг доверия президенту завис и уже год пребывает на отметке 44-46% (цифры по версии ФОМ). В Центре стратегических разработок растерянно представили доклад — протестные настроения растут, тревога в обществе растет, а доверять Путину меньше не стали, местами даже стали больше. Авторы исследования прямо сказали: мол, не знаем, в чем тут дело, будем думать дальше.
Объяснение, надо думать, простое — Владимир Путин в сознании россиян плавно переместился в разряд героев сериала. Новая серия ежевечерне в программе "Время". А телеперсонаж — это такое дело, если он зрителю в целом начал импонировать, то ничего с его имиджем и не случится. Представим себе, допустим, сериал из жизни фэнтэзийного средневековья (типа "Игры престолов" или что-то в этом роде), где есть набор главных действующих лиц, с которыми все время происходят какие-то приключения (в нашем случае отставки и уголовные преследования), и среди них — условный король-патриарх, роль которого постепенно мельчает. В первых сериях он еще водит войска в атаки, но в третьем сезоне уже появляется редко, в кадре в основном сидит на троне и насупив брови произносит трюизмы. Всем понятно, что дедушка хоть уже и не самый интересный, но хороший, и без него никак. Если надо проголосовать, чтобы сериал с ним продолжался, конечно, проголосуют, привыкли же уже.
Погружение на дно Финского залива самому Путину, наверное, интересно лично, но с точки зрения имиджевого поступка (а такие поступки для президента всегда имиджевые, кто бы что не говорил) получилось даже хуже, чем с амфорами. Пусть лучше ругают, но обсуждают. У нас ведь общественная политика со времен кремлевских старцев сводится к обсуждению внешних признаков правителей. Это Франсуа Олланду не надо никуда погружаться, или там Дэвиду Кэмерону, у них содержательной повестки дня хватает.
Придется что-то придумывать, никуда не денешься. Путин приучил россиян к тому, что он время от времени выходит на ковер и откалывает номера, публика ждет новых трюков, "новых приключений". А то король совсем уже наскучит.