Приговор Алексею Навальному – 5 лет лишения свободы – стал главной новостью блогосферы в четверг: решение кировского суда обсуждают политики, бизнесмены, экономисты и общественные деятели.
Алексей Навальный приговорен к 5 годам лишения свободы за хищение и растрату госимущества в особо крупном размере. Другой обвиняемый по этому делу – Петр Офицеров — приговорен к 4 годам тюрьмы.
Напоминать подробности этого дела – отказ судьи проводить экспертизы, отвод всех свидетелей защиты, массовую амнезию свидетелей обвинения, тот факт, что главный свидетель обвинения сам является фигурантом уголовного дела и т.д. – наблюдателям представляется уже ненужным.
За исключением активных сторонников действующей власти, все остальные комментаторы убеждены: приговор Навальному является политическим, он пострадал не за нарушение закона, а за оппозиционную деятельность.
Мнения о том, имели ли место с его стороны нарушения закона, разделяются, но, по общему убеждению, дело не в этих имевших или не имевших место нарушениях.
Сам Алексей Навальный прокомментировал обвинительный приговор так: "Блинов (судья) просто обвинительное заключение читает. Чего он делал-то тогда две недели? Старик Блинов шпарит по обвинительному заключению. Слово в слово".
"Ладно. Вы тут не скучайте без меня. А главное — не бездельничайте, жаба сама себя с нефтяной трубы не скинет", — добавил он после оглашения срока заключения.
"Суть приговора уже не имеет значения — Закон все равно уже нарушен! – написал, в свою очередь, Офицеров. — Нарушен властью. Власть, которая умышленно попирает права своих граждан, позволяет себе судить заведомо невиновных — не должна, не может существовать! Я оказался на войне, против своей воли, но теперь воюю по своей. Невиновным не нужно снисхождение — им нужна справедливость! Нам нужна Победа! И вот за это теперь я и буду бороться. Это мой выбор. Это моя страна. Ваш выбор за вами".
"Приходит много сообщений "держись, держитесь". Большое спасибо всем за поддержку — она помогает, — добавил он позднее. — Вот только если посадят таки нас, то держаться нужно будет не нам. В клетке плохо, зато честнее — у них сила, у нас мысли. А вот вам на воле гораздо сложнее делать выбор: либо с ними, либо с собой: и делать придется часто. Это понятно, жить же надо. А у них ресурсы, деньги. Да и давить будут. Поэтому я хочу вам всем пожелать сил для того, чтобы держаться. Для того, чтобы вам хватило сил держаться за свой выбор. Держитесь, мы пока с вами. И потом тоже".
По ходу оглашения приговора (уже после того, как судья признал вину подсудимых, но до того, как огласил срок заключения) наблюдатели отмечали, что судья обильно цитирует текст прокурора и вместе с тем выбирает из показаний свидетелей обвинения только то, что согласовалось со словами прокурора.
"Показания директора Подосиновского лесхоза вошли в приговор выборочно. Она говорила, что уголовное дело носит политический характер", – констатирует журналист Илья Барабанов. "Блинов дошел до показаний Никиты Белых. Я их хорошо помню, и видно, как судья вытаскивает из них то, что ему нужно", – пишет депутат Илья Пономарев. "Вообще же все показания переврал", – резюмирует Навальный.
Пока срок заключения еще не был оглашен, комментаторы продолжали иронизировать: "Идет судья по лесу. Видит — обвинительное заключение лежит. Взял его и зачитал", "Когда мы мечтали о том, чтобы мэр Москвы сидел в тюрьме, мы имели в виду не Навального", "Алексей, вы точно не хотите подписать Меморандум о честных выборах?", "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать, — сказал и в Кировлес ягненка поволок", "Блинов просит выключить телефоны. Телефоны просят выключить Блинова", "Судья Блинов задержан за оскорбление чувств верующих в российское правосудие", "Вина судьи Блинова полностью доказана", "Если приговор про лесопилку три часа читают, как же Путин свой выстоит — он старенький, у него спина".
После оглашения срока заключения иронии не осталось. Цитировать высказывания блогеров сложно: они изобилуют ненормативной лексикой и отличаются предельной краткостью.
Даже вполне лояльно настроенные наблюдатели отмечают некоторую избирательность работы российского правосудия. Навальному уже зачитывают приговор, а где Сердюков с подельниками, где подмосковные крышеватели казино и многие другие?" – пишет журналист Владимир Соловьев. Как раз в четверг стало известно о новых санкциях в отношениях Евгении Васильевой, обвиняемой в организации многомиллиардных хищений: ей сократили срок прогулок с трех часов в день до двух.
Еще до того, как стало известно о серьезном падении российского рынка акций вследствие оглашения приговора Навальному, бизнесмены не сомневались, что это произойдет. "Боже, что за страна, где компромиссы, милосердие и доброта? – пишет Олег Тиньков. — Обе стороны бескомпромиссные идиоты. Зачем 5 лет тюрьмы, есть же цивилизованные методы. Существуют общественные работы, условно и т.д., в Италии вообще до 3-х лет нет тюрем. Гулаг в головах силовиков неискореним. Сейчас акции начнут падать, капитал уходить. На год статей в прессе ихней. У наших властей шаг вперед, два назад. Там думу кто-то думает?".
Мнения независимых экономистов представляет Сергей Гуриев: "Судья Блинов вынес себе приговор по ст. 305 ч.2 (от 3 до 10 лет) — вынесение заведомо неправосудного приговора или решения. Но не только себе".
Смысл этого приговора поясняет Борис Акунин: "Пожизненное лишение выборов — вот что означает приговор не только для Навального, но для всех, кто допускал возможность изменения системы через выборы. Пока жив путинский режим, выборов не будет. Ответ на вопрос «to b. or not to b.» (бойкотировать или не бойкотировать) получен. На другие вопросы тоже".
"Приговор Навальному выглядит не столько наказанием, сколько направлен на изоляцию его от общественной жизни, избирательного процесса", – осторожно соглашается Алексей Кудрин.
Констатируя победу кремлевских "ястребов", политики и политологи отмечают, что Навальный будет не последним осужденным. "В Правительстве РФ должны понимать, что в случае обвинительного приговора Навальному т.н. "либералы" будут следующими. Силовики и их дожмут", – пишет депутат Дмитрий Гудков. "Дворкович, Абызов — вы еще в правительстве? Уже нельзя" – полагает Марат Гельман.
"К сожалению, ничего другого я и не ожидал, учитывая и весь задействованный против Навального силовой ресурс, и красивый жест Собянина по обеспечению «плюрализма» на выборах мэра Москвы, — пишет Антон Носик. — Надеяться, конечно, можно и нужно. Но важно понимать логику поведения всех тех жуликов и воров, уютный бизнес которых по распилу России в последние годы разворошил Навальный. Им не до тонких схем, не до трехходовок, не до имиджа. Им всем нужно ровно две вещи. Чтобы он замолчал, и чтобы мы испугались".
После оглашения приговора блогеры обмениваются информацией о месте и времени проведения протестных акций. Журналист Василий Уткин отменил корпоратив, в котором должен был участвовать: "Простите, парни, я порчу вам праздник. Но очень неудачный день для корпоративов. Задаток возвращаю — неотложные дела вечером. Может, увидимся. Какая оппозиция? Я не оппозиция. Я тут живу, понимаете?".