Лидеры стран "Большой двадцатки" на саммите в сентябре примут план по борьбе с уклонением от выплаты налогов. Эксперты отмечают, что сражение с уклонистами – дело неблагодарное, ведь используемые ими схемы – законны и отрабатывались годами.
Саммит G20 только в сентябре, а планов на него у министров уже предостаточно. Так, французский министр финансов Пьер Московичи заявил, что на встрече 5-6 сентября в Петербурге могут утвердить план действий стран по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Он ожидает, что все министры финансов "двадцатки" в Москве полностью поддержат этот план, чтобы на саммите в Петербурге он мог быть уже принят.
"Очевидно, что многонациональные компании разработали беспрецедентные ноу-хау по минимизированию налогового давления на них по всему миру. Некоторые крупные компании платили 3-4% налогов по доходам по всему миру, очень низкая ставка, такая ситуация невозможна. Мы не можем разъяснить нашим гражданам, как это происходит. Малый и средний бизнес, который платит справедливые налоги, не может это терпеть", — посетовал Пьер Московичи журналистам.
По его словам, работа над планом была начата еще в Лос-Кабосе в июне 2012 года, когда Германия, Великобритания и Франция заявили о необходимости пересмотра системы международного налогообложения. Глава российского Минфина Антон Силуанов заметил, что итоговую версию плана подготовила ОЭСР.
"Речь идет о плане действий по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Эту проблему, причины и способы решения обсуждали на предыдущей встрече в Москве. На сегодняшний день мы имеем окончательную версию этого доклада. Это конкретный план действий, которые надо предпринимать нашим станам, чтобы минимизировать масштабы уклонения от налогообложения крупнейших налогоплательщиков", — пояснил он.
Эксперты поддерживают борьбу властей с налоговыми уклонистами, признавая эту задачу наиболее важной как раз для Франции. Однако по их словам межстрановая борьба за налогоплательщиков может помешать следованию общей цели.
"Речь идет о том, чтобы гармонизировать уровень налогов. Это в большей мере французская проблема. Страна, повышая налоги, сталкивается с тем, что компании перебираются в другую юрисдикцию или вообще в офшорные зоны. Ситуация, когда богатые граждане легко перебегают из одной страны в другую — достаточно болезненна. В Европе сейчас идет суровая борьба за налогоплательщиков не только на уровне стран, а даже на уровне регионов, как между кантонами в Швейцарии. Так что вряд ли страны с льготным налогообложением пойдут навстречу остальным и повысят налоги", — считает Денис Демин, глава аналитического отдела банка "БФА".
В то же время ситуация для Европы и США будет только усугубляться, если в скорейшем времени не предпринять хотя бы формальных шагов. Налоговая политика многих компаний, в том числе таких гигантов, как Apple и Google, стала поводом для масштабных скандалов. В то же время борьба с уклонистами невероятно сложна – использующиеся сейчас способы ухода от налогов разрабатывались и проверялись десятилетиями.
"По данным JP Morgan, на зарубежных счетах только американских компаний в странах с мягким режимом налогообложения могут находиться суммы больше 1,5 трлн рублей. Скорее всего, максимум, что сможет сделать G20, это обеспечить некий тренд, дать сигнал компаниям. Однако нельзя забывать, что на корпорации работает целая армия высокооплачиваемых лоббистов, которые способны затянуть рассмотрение таких инициатив на годы", — отметил Сергей Ковжаров, управляющий активами ФК "AForex".
В России же, по словам специалистов, ситуация с уклонением от налогов улучшилась. Если в девяностые неуплата налогов была нормой, то сейчас, напротив, компании используют менее агрессивную налоговую политику. Даже те компании, которые пользуются услугами "однодневок", делают это более цивилизованно, а российские власти, в свою очередь, стараются больше контактировать по этому вопросу с правительствами других стран.
"В последнее время Россия предпринимает немалые усилия для устранения пробелов в соглашениях об избежании двойного налогообложения, которые позволяют минимизировать налоговую базу. Из последних примеров подобного рода можно привести Протокол к соглашению с Люксембургом. Вместе с тем, для РФ до сих пор характерно наличие непропорционально большого, в сравнении с Европой, теневого сектора экономики. И работа в этом направлении могла бы принести, пожалуй, никак не меньше пользы, чем повышение собираемости налогов", — Михаил Александров, партнер адвокатского бюро DS Law.