Владимир Якунин объясняет, почему у РЖД снижаются доходы и на чем компания собирается экономить.
В Чите прошла Ассамблея начальников железных дорог. Это ежегодное корпоративное событие, которое мы проводим поочередно на разных полигонах РЖД. В этом году время и место проведения Ассамблеи выбрано максимально удачно, особенно в свете принятого решения о приоритетном развитии Восточного полигона железных дорог и выделении государственных инвестиций на развитие БАМ и Транссиба. Формат Ассамблеи — очень эффективный, это возможность прямого открытого диалога президента РЖД с начальниками железных дорог. Повестка дня была весьма насыщенной, особенно если учесть, что мне пришлось на один день Ассамблею покинуть, чтобы принять участие в совещании президента РФ по социально-экономическому развитию Сахалина.
В Чите мы говорили о том, что в текущем году деятельность ОАО "РЖД" осуществляется в сложных экономических условиях и это оказывает выраженное негативное влияние на динамику грузоперевозок — объемные показатели значительно снизились. Для нас это означает сокращение доходной базы. Реальность такова, что риски дальнейшего экономического спада возрастают, поэтому на повестке дня — реализация антикризисных программ, позволяющих обеспечить финансовую сбалансированность холдинга. Мы уже дважды корректировали расходную часть бюджета в сторону снижения — сначала на 50 млрд рублей, а затем еще на 31,8 млрд рублей. Задействованы и другие механизмы. В компании начаты системные мероприятия по оптимизации технологических процессов и систем управления. Они направлены на повышение качества и расширение ассортимента услуг, снижение непроизводительного потребления ресурсов, сокращение простоев.
На Ассамблее обсуждалось стратегическое направление развития ОАО "РЖД" как транспортно-логистической компании. Сейчас основная часть нашего бизнеса сконцентрирована на территории России, около 90% выручки формируется за счет услуги базовой перевозки, которая жестко регулируется государством. Это серьезно ограничивает и доходность основной услуги, и возможность других бизнес-контактов с клиентами, в том числе зарубежными. Огромный потенциал международного рынка транспортно-логистических услуг проходит мимо нас. Важными шагами для выхода РЖД на этот рынок стало приобретение европейского логистического оператора Gefco и подписание соглашения по созданию ОТЛК. Теперь надо это направление развивать, активно создавая "точки роста" в области комплексных услуг, логистики, складских услуг и т.д. — то есть в нерегулируемых государством доходных бизнесах.
На Ассамблеях есть возможность обсудить не только проблемы общесетевого масштаба, но и специфичные, актуальные для каждой дороги. Особое внимание руководства РЖД сейчас уделяется как раз Забайкальской железной дороге, которая принимала Ассамблею. Техническое состояние местной дорожной инфраструктуры является сдерживающим фактором роста грузоперевозок, в том числе транзитных, в восточном направлении. Для стабилизации положения в ближайшие 5 лет будет реализована программа оздоровления и модернизации путей и инфраструктурных объектов, что обеспечит техническую надежность и безопасность перевозок. Параллельно начнется расширение пропускных способностей основных магистралей, которое будет проходить поэтапно, согласно генеральной схеме развития Восточного полигона.
Еще одна очень важная тема Ассамблеи — корпоративное строительство. Тут я бы хотел подчеркнуть активную позицию начальников железных дорог с точки зрения осознания ими персональной ответственности не только за результат хозяйственной деятельности по своей вертикали, но и за координацию деятельности компании в целом на вверенном им полигоне железных дорог. Их потенциал как руководителей региональных корпоративных центров управления (РКЦУ) за последний год значительно вырос. Имею в виду расширение компетенций в области технологий, управления персоналом, экономикой с целью передачи этих знаний другим руководителям различного уровня, которые работают в филиалах компании.
Комментарии экспертов по актуальным темам читайте на сайте "Делового журнала".