Минтранс планирует до 2030 года потратить триллион рублей на развитие внутреннего водного транспорта. Корабелы инициативу поддерживают, а экспертное сообщество сомневается, что ведомство сможет адекватно распорядиться такой огромной суммой.
Минтранс решил выделить триллион рублей на развитие внутреннего водного транспорта России. Деньги, как и программа, на реализацию которой они выделены, рассчитаны на период до 2030 года. Но донором в этом случае будет служить не только федеральный бюджет, но и региональные, которые в проект вложат всего 13 млрд рублей, а вот почти половина — 1,1 трлн рублей — придет из внебюджетных источников. Всего программа задействует 2,26 трлн рублей за 16 лет.
Эти деньги чиновники собираются потратить на множество целей: обеспечение жизнедеятельности инфраструктуры, реконструкцию и строительство новых инфраструктурных объектов, обеспечение безопасности на транспорте, проведение научных исследований и реализацию инновационных проектов. Кроме прямых бюджетных вливаний проект может разжиться и косвенно — через субсидии.
Средства региональных бюджетов будут тратить в основном на социально значимые маршруты. Внебюджетные деньги пойдут на строительство грузового, пассажирского, круизного и портового флотов. Часть будет вложена в коммерческие инфраструктурные проекты, а строительство новых внутренних водных путей будет проходить на условиях государственно-частного партнерства.
У проекта есть пока два варианта — инновационный и консервативный. Первый чиновниками воспринимается как целевой. Согласно этому варианту, грузовая база водного транспорта в 2030 году вырастет в 2,2 раза до 298 млн тонн. В консервативном варианте более скромные цифры — до 205 млн тонн. Однако эксперты считают, что в Минтрансе плохо себе представляют даже значение этого термина.
"Минтранс обычно делает замечательную вещь — он берет пресс-релизы всех добывающих и иных промышленников и заявляет, что все указанное в них обязательно сбудется. Однако это далеко не так, думаю, что в министерстве даже не понимают значения этого термина. Триллион рублей — это вообще сумма, захватывающая воображение. Китайцы на примерно такие же деньги собираются вон прорыть новый Никарагуанский канал", — иронизирует Алексей Безбородов, гендиректор Infranews.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Туристы в Петербурге. Прогулки по рекам и каналам. На снимке: прогулочное судно на реке Мойке.
А вот члены кораблестроительной отрасли к инициативе правительства отнеслись благосклонно. Алексей Кравченко, официальный представитель "Объединенной судостроительной компании", отметил, что первоочередные для водного транспорта темы — это каналы, шлюзы, "цепь артерий", которые соединяют между собой крупные водоемы, именно в их строительстве и ремонте особенно нуждается сейчас водный транспорт.
"Кроме того, к 2014 году мы должны полностью обновить танкерный флот, стоит вопрос о сухогрузных и пассажирских судах, которые не строятся вот уже несколько последних лет. История с "Булгарией" выявила проблемы в этом секторе, и то, что Минтранс озаботился этим вопросом и дал финансирование, мы не можем не поддерживать и будем участвовать в подобных проектах", — пообещал он.