Компании, выигравшие конкурсы по госзаказу на сумму от 100 млн рублей, должны будут рассказывать о своих владельцах и субподрядчиках. Эксперты говорят, что государство хочет таким образом выяснить, кто же управляет крупным российским бизнесом.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил ценовые пределы для госзакупок, при достижении которых нужно будет предоставлять информацию о бенефициарах, органах управления и субподрядчиках. Об этом он рассказал на совещании с членами экспертного совета при правительстве по вопросам госзакупок.
Ценовые пределы таковы: для федеральных закупок – от 1 млрд рублей, для субъектов федерации и муниципалитетов — от 100 млн рублей.
Медведев рассчитывает, что это правило поможет бороться с коррупцией, потому что победители крупных конкурсов обязаны будут рассказывать о конечных благоприобретателях (бенефициарах), а также (что в некоторых сферах еще более важно) – о субподрядчиках.
В то же время у экспертов есть в этом сомнения. Особенно – в части муниципальных контрактов: если не считать Москвы, Петербурга и еще 3-4 регионов, 100 млн рублей – сумма для местной госзакупки гигантская.
Читайте также:
Липовые гарантии
Даже в Петербурге, судя по информации официального федерального портала госзакупок, с начала 2013 года было объявлено всего 83 конкурса на сумму свыше 100 млн рублей (это проекты, которые реализуются в Петербурге на федеральные средства). Сколько таких проектов реализуется на городские деньги, выяснить на местном сайте госзакупок невозможно.
Среди 83 федеральных петербургских госзаказов – целый ряд проектов "Ростелекома" (поставка и наладка оборудования), порта и "Ленэнерго", строительные проекты (конкретные, как комплекс Центра Алмазова, и абстрактные, как "инженерно-транспортное обеспечение юго-западной Приморской части Санкт-Петербурга"), строительство и ремонт дорог (например, ремонт 30-километрового участка трассы на Псков за 520 млн рублей), городские инфраструктурные проекты (инженерные сети на одном из участков промзоны Парнас за 397 млн рублей и др.).
Предложенный Медведевым инструмент работать не будет, уверен директор Фонда борьбы с коррупцией Владимир Ашурков: "Все средства для борьбы с коррупцией и так есть. Нет другого – политической воли и применения этих инструментов на практике. Обойти это ограничение будет несложно: ничто не мешает создать "подставного бенефициара"".
Государство просто хочет выяснить, кто в действительности управляет крупными компаниями, потому что сейчас знания чиновников на этот счет весьма ограничены, говорит гендиректор консалтинговой компании "Решение" Александр Батушанский: "Помните историю с Домодедово, когда Путин долго пытался выяснить, что там кому принадлежит? Вот они не хотят, чтобы такие истории повторялись".
В этом желании государства нет ничего ненормального, полагает эксперт: "Никто же не заставляет раскрывать информацию всех без исключения. Но если компания выполняет общественно значимые работы на бюджетные средства, конечно, нужно знать, кто ей управляет, кто конкретно принимает там решения".