Давняя история с разделом активов опального олигарха Сергея Пугачева, владевшего Межпромбанком и "Объединенной промышленной корпорацией", в которую входили Балтзавод, Северная верфь и ЦКБ "Айсбег", может обернуться реальным уголовным делом для некоторых руководителей ФГУП "Крыловский государственный научный центр".
Некоторым руководителям ФГУП "Крыловский государственный научный центр" грозит тюремный срок за злоупотребление полномочиями. Прокуратура Московского района Петербурга признала законным и обоснованным возбуждение уголовного дела Следственным управлением УМВД России по Московскому району Петербурга по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 35, ч. 1 ст. 201 УК РФ Уголовного кодекса РФ — злоупотребление полномочиями, совершенное группой лиц по предварительному сговору.
Под удар может попасть глава Крыловского центра Андрей Дутов, возглавивший в середине августа совет директоров государственной "Объединенной судостроительной корпорации", если следователям удастся доказать, что в результате его руководящей деятельности ФГУП был причинен убыток в 306 млн рублей.
Правоохранительные органы установили, что с ноября 2012 по декабрь 2013 года неустановленные лица из числа руководства Крыловского центра действовали вопреки интересам родного предприятия и ради выгоды банкротящегося Межпромбанка Сергея Пугачева.
Так, в декабре 2012 года Крыловский центр по поручению Минпромторга РФ и с одобрения Росимущества потратил 306 млн рублей на покупку с аукциона 63,2% акций ОАО "Центральное конструкторское бюро "Айсберг", входящего в "Объединенную промышленную корпорацию" (ОПК). Акции ЦКБ продавались из-под залога по долговым обязательствам Межпромбанка перед Банком России.
Сделка была заведомо убыточной, отмечают в прокуратуре, она обеспечила частичное погашение задолженности Межпромбанка перед Банком России, но вместе с тем повлекла необоснованное расходование денежных средств Крыловского центра и, как следствие, значительное уменьшение активов госпредприятия.
Дело в том, что ранее все ценные активы и персонал были выведены из юридического лица ОАО ЦКБ "Айсберг" в различные структуры "Объединенной судостроительной корпорации". Так, здание ЦКБ еще в середине 2012 года перешло на баланс дочки ОСК — ООО "Балтийский завод-судостроение", — созданной для спасения банкротящегося ОАО "Балтийский завод" — оно также принадлежало ОПК Сергея Пугачева и бумаги этой верфи, как и акции "Айсберга", были в залоге у Банка России.
В начале 2012 года БЗС получил от "Росморпорта" и "Росатома" несколько крупных контрактов (общей стоимостью около 60 млрд рублей) на строительство дизельных и атомных ледоколов. Их проектировал как раз "Айсберг" и его специалисты оказались востребованы Балтзаводом для подготовки рабочей документации. Для этого была создана специальная дочерняя структура БЗС — ЗАО "ОСК Асберг" — в нее перешли все конструкторы и инженеры "Айсберга". А здание БЗС выкупил у "Айсберга", чтобы структуры Сергея Пугачева не "увели" данный актив.
В общем, задолго до аукциона по продаже акций "Айсберга" было известно, что само по себе юрлицо ОАО ЦКБ "Айсберг" уже не обладает никаким ценными активами. Об этом глава БЗС Александр Вознесенский неоднократно заявлял в различных городских СМИ. Сейчас он не стал комментировать действия прокуроров. В Крыловском центре проигнорировали запрос dp.ru.
Анонимный источник в ОСК пояснил, что Крыловский центр специализируется на теоретических изысканиях в области судостроения, по проектам этого научного центра практически не строятся реальные корабли, основной его доход — это освоение бюджетных средств по федеральным целевым программам. "А сейчас, как раз, грядет активное освоение арктической программы. В Крыловском центре нет таких специалистов по разработке ледоколов, какие были в "Айсберге", поэтому для получения бюджетного финансирования Крыловскому центру необходимо было получить компетенции разработчика ледоколов", — полагает источник в ОСК.
Самое любопытное во всей этой истории, что вся кипучая деятельность правоохранительных органов была инициирована руководством Крыловского центра. Они начали писать заявления в полицию после того, как приобрели "пустышку". "Цель этих заявлений была вывести на чистую воду и снять с должности главу Балтзавода. Но в итоге им же все и вернулось", — разъяснил осведомленный источник в ОСК.