Речь министра иностранных дел России Сергея Лаврова по итогам переговоров с министром иностранных дел Египта Набилем Фахми. Обсуждались вопросы стабильности на Ближнем Востоке: проблемы Египта и Сирии.
Мы только что провели с Министром иностранных дел Египта Набилем Фахми очень полезные переговоры. По понятным причинам значительное внимание было уделено ситуации в Египте.
Каир - наш давний партнер на Ближнем Востоке, с которым нас связывают традиционно дружественные отношения, опыт многих десятилетий взаимовыгодного сотрудничества по самым разным направлениям. В текущем году исполнилось 70 лет со дня установления дипломатических отношений между нашими странами. В России, безусловно, заинтересованы не только в сохранении, но и в приумножении этого наследия, которое базируется на прочном фундаменте взаимного уважения, общности интересов и стремлении к обеспечению мира и стабильности на Ближнем Востоке. Поэтому мы были весьма заинтересованы в информации, которую нам представил Набиль Фахми, о том какие непростые, глубинные, сложные процессы происходят в Египте. Процессы, затрагивающие политические, экономические, социальные институты. Нам было важно услышать – и это было подтверждено в ходе встречи, – что новое руководство АРЕ нацелено на возобновление политического процесса, который призван вывести страну на путь устойчивого развития на основе эффективного функционирования гражданских институтов власти, экономического роста, укрепления социальной инфраструктуры. Мы также поддерживаем власти Египта в их усилиях по обеспечению фундаментальных прав и свобод граждан страны, должного уровня общественной безопасности и правопорядка в усилиях по борьбе с терроризмом. Проявляем солидарность с этими усилиями.
Убеждены, что египетский народ в состоянии самостоятельно найти верные решения, которые определят будущее этой важнейшей страны региона. Россия готова оказывать посильную помощь в этом, действуя строго с позиции невмешательства во внутренние дела, уважения суверенитет этого государства. И мы так будем действовать. Ценим, что эта наша позиция вызывает в Каире уважение и понимание. И не только в Каире, кстати сказать.
В этом контексте обсудили задачи продолжения двустороннего взаимодействия в различных областях, включая экономическую, гуманитарную и культурную сферы, а также военно-техническое сотрудничество. Среди первоочередных задач - возобновление работы Совместной Российско-Египетской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Договорились о том, какие практические шаги будем предпринимать, чтобы Комиссия поскорее заработала. Обсудили также взаимодействие в области туризма, наращивание связей в гуманитарной и научной сферах.
Рассмотрели различные региональные проблемы. Египет – ведущая страна Ближнего Востока и Севера Африки, лидер ЛАГ. И мы хотим, чтобы после окончательной стабилизации обстановки в АРЕ эта роль Каира в полной мере проявлялась и оказывала оздоровляющее влияние на ситуацию в регионе.
Мы едины с нашими египетскими друзьями в том, что народы региона вправе свободно и самостоятельно определять свою судьбу, мирно, без вмешательства извне урегулировать возникающие внутренние проблемы. С этих позиций обсудили различные региональные ситуации, в том числе и ситуацию в Сирии.
Рассмотрели также положение дел в ближневосточном урегулировании. У нас очень близкие, практически совпадающие позиции. Это относится и к задаче, которую мировое сообщество консенсусом определило еще три с половиной года назад, но пока еще не смогло ее реализовать. Я имею в виду созыв конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны свободной от ОМУ. Москва и Каир заинтересованы в том, чтобы не допустить срыва этой важнейшей инициативы, которая в мае 2010 г. была одобрена единогласно всеми членами мирового сообщества. Договорились о том, как в практическом плане активизировать работу по подготовке этого важнейшего мероприятия, учитывая решения сирийского руководства о присоединении к Конвенции о запрещении химического оружия и заключение российско-американских договоренностей об обеспечении максимально эффективной работы ОЗХО, чтобы цель ликвидации химического оружия в Сирии была достигнута.
У нас много общих подходов и по другим проблемам региона, включая ситуацию в Судане, а также в других горячих точках. Договорились наладить на регулярной основе политические консультации между министерствами иностранных дел, чтобы предметно профессионально обмениваться мнениями по этим важнейшим проблемам, которые представляют интерес для обеих сторон.