Смольный готовится к новому мегапроекту в сфере транспортной инфраструктуры. Восточная хорда — это платная трасса стоимостью 130 млрд рублей, которая соединит южный участок ЗСД и кольцевую дорогу в районе Заневки.
Как стало известно dp.ru, в Смольном сейчас рассматривают возможность строительства платной трассы между южным участком ЗСД и восточной частью КАД. Стоимость дороги, которая получила название "Восточная хорда", оценивается в 130–140 млрд рублей. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры предусмотрены деньги на предпроектные изыскательские работы. Они пройдут в 2014 году, их стоимость составит 80 млн рублей.
Дорога начнется от южного участка ЗСД (в районе пересечения железнодорожных путей, расположенных северо-западнее станции Броневая) и далее пойдет на восток все время вдоль железной дороги (см. карту) и соединится с КАД в районе Заневки. Предлагается предусмотреть съезды на Московский пр., Витебский пр., пр. Обуховской обороны и в районе Ладожского вокзала.
Проект стал результатом пересмотра планов по строительству вылетной магистрали с мостом через Неву в створе улиц Фаянсовая и Зольная. В конце 2012 года правительство объявило конкурс на проектирование за 420 млн рублей первой очереди (от угла с Витебским пр. до Дальневосточного пр.). Однако в марте чиновники отменили конкурс, поскольку выяснилось, что денег на строительство магистрали нет (требовалось 60–70 млрд рублей). Теперь трассу перевели в разряд проектов, которые могут быть реализованы на условиях ГЧП и ее плановая стоимость выросла в 2 раза.
По задумке чиновников, дорога поможет разгрузить центр города, из которого по Московскому и Витебскому проспектам водители смогут выезжать на ЗСД и кольцевую дорогу. Этим планам будет способствовать и строительство транспортного обхода центра Петербурга, который также соединяется с южным участком ЗСД в районе Обводного канала (см. карту). В районе площади Александра Невского сейчас развязку строит ОАО "Мостострой №6" и тоннель — компания "Космос".
Большая часть транспортного обхода должна стать магистралью бессветофорного движения, хотя в некоторых участках Обводного канала в ближайшие годы из-за наличия мостов эти планы воплотить не получится. Проект предполагает строительство моста через остров Серный за 4,7 млрд рублей и продолжение на запад набережной Макарова.
Как пройдет трасса (зеленым отмечены места предполагаемых развязок)
Восточную хорду планируют строить по такой же схеме, как и центральный участок ЗСД, то есть с привлечением денег частных инвесторов. Кроме того, как и Западный скоростной диаметр, большинство участков трассы хотят строить на эстакадах. Проектирование не должно занять слишком много времени, поскольку опыт проектирования таких объектов в Петербурге уже имеется. В то же время, с учетом пересечения дороги с такими магистралями, как Московский и Витебский проспекты, в Смольном рассчитывают, что трасса будет более быстро окупаться, чем ЗСД.
После того как в 2014 году КРТИ получит результат предпроектных работ, ожидается, что комитет по инвестициям начнет поиск инвесторов. Как говорят в Смольном, проект нужно сделать таким образом, чтобы инвесторы были в нем экономически заинтересованы. Компаний, которые готовы вкладывать деньги в такие дорогостоящие проекты, немного. Среди них — "ВТБ Капитал", Газпромбанк, ВЭБ, Европейский банк реконструкции и развития, Евразийский банк развития.
Эти организации, к примеру, вкладывают деньги в строительство центрального участка ЗСД стоимостью 100 млрд рублей, а формальным заказчиком является фирма "Магистраль Северной столицы", специально созданная под проект. На днях компания рассказала о ходе строительства центрального участка. Сейчас там возведено 57% временных эстакад, с которых будут строить основной ход трассы. Планируется, что его достроят к 2016 году.