"Деловой Петербург". Цветочные инвестиции

Автор фото: Карапетян Рафаэль

Основатель "Балтимора" Алексей Антипов планирует к 2016 году вложить 300 млн рублей в запуск 100 цветочных магазинов в Петербурге и Москве. Открытие каждой точки обойдется в 3 млн рублей. Затраты предполагается вернуть за год-полтора.

Основатель холдинга "Балтимор" Алексей Антипов запускает розничную сеть по продаже цветов под брендом "Новая Голландия". Первый магазин открылся на прошлой неделе в подмосковном городе Химки.
Как рассказал dp.ru Дмитрий Литовский, гендиректор ЗАО "Новая Голландия", в ближайшие 3 года компания планирует открыть в Москве и Петербурге 100 магазинов площадью не менее 150 м2 каждый. В открытие каждой точки компания направит 3 млн рублей собственных средств, вернуть которые планируется за 1 – 1,5 года. "В Петербурге первый магазин планируем открыть в 2014 году, основная реализация проекта намечена на 2015–й — начало 2016 года", — рассказал dp.ru Дмитрий Литовский.

Розница не для всех

Старт в Москве — это уже вторая попытка "Новой Голландии", чей тепличный комплекс мощностью 24 млн роз в год расположен в Сясьстрое, зайти в розничный сегмент. В 2011 году продажа цветов собственного производства велась в двух одноименных цветочных магазинах в Петербурге. На этот раз "Новая Голландия" делает ставку на цветы не только собственного производства. Ретейлер планирует продавать и импортную продукцию — более 50 видов цветов из Голландии, Кении, Эквадора и Уганды. У "Новой Голландии" хорошие позиции на местном рынке. По собственным оценкам компании, ее доля среди российских производителей роз составляет 18 – 22%, в Петербурге — 50%.
Объем российского рынка свежих срезанных цветов по итогам 2012 года составил более 118 млрд рублей, что на 4% больше показателя 2011 года, подсчитала ГК Step by Step. На Петербург приходится менее 10% от этого объема. При этом доля импортных срезанных цветов, по оценкам экспертов, колеблется в последние годы на уровне 80 – 90%. По данным Discovery Research Group, крупнейшие российские производственные предприятия — тепличный комплекс "Мокшанский" (мощность — 10 млн роз), ЗАО "Розовый сад" (35 млн цветов) и агрокомбинат "Южный" (20 млн цветов). В Ленобласти 7 млн роз в год производит "Северная мечта".
Для конкурентов "Новой Голландии" своя розница — это скорее исключение. Свои магазины под брендом "Оптцветторг" открывает только "Розовый сад", который помимо роз выращивает лилии, хризантемы, герберы, альстромерии. Компания управляет сетью из 26 мелкооптовых магазинов в Москве и Центральном регионе.

Цветочные заросли

По данным Discovery Research Group, в прошлом году в Москве и Петербурге работали 1789 и 691 цветочный магазин соответственно. Однако даже у лидеров рынка количество магазинов не превышает полусотни. Работа в условиях повышения конкуренции стала маловыгодной, сетуют игроки.
"Количество цветочных салонов за последние годы утроилось, рынок перенасыщен", — говорит Александр Иванов, генеральный директор сети "Оранж". По его словам, новые сети сталкиваются с дефицитом мест под торговлю и большой текучкой кадров.
"Рентабельность цветочных магазинов падает, так как цветы стали покупать реже. Сейчас маржа находится на уровне 60 – 100%, при этом рентабельность составляет, вероятно, 15 – 20%", — говорит Виталий Новиков, управляющий партнер консалтинговой компании "Университет продаж".
"Конкурентное преимущество "Новой Голландии" — более дешевая роза, но с сентября качество местного цветка сильно снижается, и тогда выигрывают старожилы рынка, у которых хорошие условия поставки импорта", — убежден руководитель сети цветочных магазинов Петербурга.
 
 

Справка

ЗАО "Новая Голландия"

> Тепличный комплекс в Сясьстрое площадью 12 га создан в 2009 году.
> Совладельцы — Алексей Антипов (40%), Алексей Шмаргуненко (40%), Милада Гудкова (10%), Жанна Каратеева (10%).
> Оборот в 2012 году (СПАРК) — 603,6 млн рублей, чистая прибыль — 1,2 млн рублей.
> Объем производства (прогноз) — 24 млн роз в 2013 году, 25 млн роз — в 2014 году.

 
 

Я не верю в успех проекта собственной розницы. Когда мы запускали свое производство, мы попробовали открывать магазины. Но работать только на своих розах оказалось невозможно, покупателям нужен ассортимент, другие цветы, в том числе импортные. В целом не больше 10% всех цветов, которые продаются, отечественные, остальное импорт. Розничный цветочный рынок уже сложился, есть основные игроки, которые заняли лучшие места. Конкурировать с ними "Новой Голландии" будет крайне сложно. Наша компания сосредоточилась на опте, и теперь география поставок — от Архангельска до Сочи.
Владимир Волков
генеральный директор "Северной мечты" (тепличный комплекс по выращиванию роз)