РЖД заморозили тарифы, компания угрожает уволить 60 тысяч человек (экономия 36 млрд рублей) или перевести на неполный день 300 тысяч. Эксперты сомневаются, что это случится. Но если что, в Петербурге хорошие инженеры и менеджеры легко найдут работу.
Пугать правительство и страну массовыми увольнениями, снижением объема налогов и прочими ужасами в РЖД начали сразу после того, как появились планы заморозить тарифы госмонополий, в том числе и РЖД. Теперь, когда заморозка – уже не план, а реальность, начальники монополии оперируют конкретными цифрами.
РЖД либо уволит 60 тысяч человек, либо переведет на неполный рабочий день 300 тысяч человек, заявил первый вице-президент компании Вадим Морозов. По его словам, это коснется в первую очередь не рабочих, а "инженерного состава, специалистов, руководителей". Соответствующие рекомендации для филиалов компании уже готовятся.
В пресс-службе РЖД dp.ru подтвердили, что журналистам ничего не послышалось, и что Вадим Морозов был понят правильно.
Увольнение 60 тысяч человек позволило бы РЖД, по примерным оценкам, с учетом уплаты налогов сэкономить около 36 млрд рублей в год – средняя зарплата сотрудника компании составляет 40 тыс. рублей.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Выездное заседание Городского штаба по благоустройству по вопросу содержания городских территорий, прилегающих к полосе отвода Октябрьской железной дороги.
Другими цифрами ранее сыпал начальник Морозова – Владимир Якунин. Заморозка тарифов лишит РЖД 93 млрд рублей: 78 млрд рублей будут недополучены от нулевого роста тарифа, 15 млрд рублей будут потеряны из-за снижения доходности перевозок. РЖД втрое урежет инвестпрограмму, пригрозил Якунин (с 360 до 120 млрд рублей), бюджет недополучит 350 млрд рублей налогов.
Правительство на эти громкие речи реагирует хладнокровно — точнее сказать, вообще не реагирует. Решение о заморозке тарифов госмонополий (в 2014 году тарифы для бизнеса будут такими же, как в 2013) принято для того, чтобы улучшить деловую активность и стимулировать предпринимателей. Компаниям придется меньше платить за услуги монополий, эти деньги они смогут тратить на развитие. Эта мера также должна снизить инфляцию.
Впервые за долгое время инициатива правительства встречает едва ли не единодушное одобрение экспертов. Госмонополии никому не жалко. Широко распространена уверенность в том, что и при этом уровне тарифов ничего плохого с монополиями не случится. Крепнет мнение, что если руководители госкомпаний-монополистов говорят, что не могут обеспечить нормальную работу компаний при этом уровне тарифов, то, может быть, надо не тарифы повышать, а руководителей менять.
Эту точку зрения разделяет, в частности, премьер-министр Дмитрий Медведев. Пока его аппаратных сил для того, чтобы "сковырнуть" из РЖД Якунина, не хватает, хотя сделано уже немало. Недавнее интервью Якунина в стиле "человек с человеческим лицом" подтверждает, что глава РЖД больше не уверен в своей непотопляемости.
Однако всякий раз, когда руководителям компании напоминают о снижении субсидий и заморозке тарифов, они ничего не могут с собой поделать — и начинают говорить об антинародном (если видеть в работниках РЖД полномочных представителей народа) режиме.
В РЖД, мягко говоря, преувеличивают масштаб проблемы, говорит глава агентства Infranews Алексей Безбородов: "Якунин каждый год про это говорит. То ему субсидий не дали, то тарифы не повысили. Цель этих заявлений одна – добиться уступок". Тем временем база под возможные сокращения уже заложена, говорит эксперт: "Почти все сотрудники компании, то есть миллион человек, уже написали "добровольные" заявления на неоплачиваемые отпуска, отказ от отпусков, отгулов и так далее".
В то же время найти в РЖД 60 тысяч человек, которых можно уволить, несложно, отмечает Безбородов, только это вовсе не инженеры и не специалисты: "Это многочисленный офисный планктон из местных отделений. В каждом из 17 отделений по две-три тысячи человек занимаются совершенно бесполезным делом. Все решения принимаются в Москве. Их можно уволить в полном составе, оставить одну бухгалтерию. Но ничего этого не будет, никто никого не уволит – поскандалят, выбьют поблажки и притихнут до следующей осени".
Даже если увольнения и последуют, бывшие сотрудники РЖД – те самые "инженеры, специалисты, руководители" – легко найдут себе работу, говорит начальник аналитического отдела "ЛМС" Дмитрий Кумановский: "У инженеров – большой опыт в сфере инфраструктурного строительства, в сфере строительства и эксплуатации разного рода сооружений от насыпей до мостов и путепроводов. А в городе строят ЗСД, собираются строить порты с подъездными путями – такие специалисты без работы не останутся".
То же можно сказать и о менеджерах, отмечает эксперт: "Опыт работы в такой крупной компании, как РЖД – это всегда плюс и для рекрутеров, и для потенциальных нанимателей".
Другой вопрос – на который пока нет ответа – будут ли руководители РЖД, так сказать, со своим народом. Ведь "специалисты, руководители" будут переведены на неполный рабочий день. Относится ли к этим руководителям Вадим Морозов, сократят ли ему рабочий день? Приведут ли массовые сокращения рабочего времени менеджеров к сокращению рабочего дня менеджера номер один – Владимира Якунина?
Интересно, что в РЖД уверены: против компании ведется борьба, враги, которые хотели бы помешать эффективному развитию отрасли, очерняют монополию. Об этом на встречах говорят топ-менеджеры компании. Речь, без сомнения, идет о тех самых врагах, которые, говоря об РЖД, частенько цитируют великого русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова (Щедрина), который говаривал, что "во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас, сверх того, и для воровства".