В "Росэнергоатоме" не исключают смены генподрядчика строительства ЛАЭС-2. Об этом попросил сам нынешний подрядчик. Ранее проект курировал Спецстрой, его возглавлял Григорий Нагинский, а большую часть средств по проекту осваивала компания его дочери.
Глава концерна "Росэнергоатом" Евгений Романов не исключает смены генподрядчика строительства Ленинградской АЭС-2, сообщает РИА "Новости". Сейчас генподрядчиком является ГУСТ №3 при Спецстрое России.
Его могут сменить на московский "Атомэнергопроект", который входит в структуру Росатома. Росэнергоатом, в свою очередь, тоже контролируется "Росатомом".
"Мы от ГУСТа получили уведомление, что они не видят возможности осуществлять свои функции генподрядчика и просят нас проработать возможность смены на другого генподрядчика", — сообщил Романов.
Представители "Спецстроя" не комментируют свой отказ от проекта.
ЛАЭС-2 возводится по проекту АЭС-2006 Санкт-Петербургского института "Атомэнергопроект". Электрическая мощность каждого из четырех энергоблоков типа ВВЭР — 1,198 тыс. мегаватт. Расчетный срок службы ЛАЭС-2 — 50 лет. Стоимость проекта — 600 млрд рублей.
ГУСТ №3 при Спецстрое стал генподрядчиком проекта в начале прошлого года. Это произошло после того, как на стройке ЛАЭС-2 обрушились металлоконструкции. Кто именно был в этом виноват, осталось неясным. Однако сроки строительства замедлились, и "Росэнергоатом" передал проект под контроль Спецстроя.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Строительство Ленинградской АЭС-2. На снимке: директор Федерального агенства специального строительства Григорий Нагинский.
Интрига состоит в том, что основным субподрядчиком проекта (который осваивает почти все средства) является компания "Титан-2", некогда созданная Григорием Нагинским и ныне возглавляемая его дочерью. Нагинский до июля 2013 года возглавлял Спецстрой и курировал проект, большую часть средств которого осваивала компания его дочери.
Теперь ситуация изменилась: Нагинский больше не возглавляет Спецстрой, Спецстрой больше не управляет проектом. Будет ли сменен субподрядчик, пока неясно.
Спецстрою этот проект был не нужен, у него вполне достаточно других, поясняют dp.ru источники, знакомые с ситуацией. Спецстрой занялся этим проектом только по инициативе Григория Нагинского. Как только он покинул Спецстрой, Спецстрой покидает проект.
Нагинский покинул свой пост формально по собственному желанию. Эксперты связывают отставку с вызовом Нагинского к следователю по делу "Оборонсервиса" в качестве свидетеля. По версии следствия, компании жены и дочери Нагинского купили у "Оборонсервиса" проектный институт по заниженной цене. По словам экспертов, Нагинский был последним человеком команды Анатолия Сердюкова, долго удерживавшимся на своем посту.
Прежде чем генподрядчиком стала структура Спецстроя, эту функцию выполнял проектировщик проекта — "СПб Атомэнергопроект". В "Росатоме" жаловались, что стройка идет очень медленно. Формально именно поэтому генподрядчика отстранили. В "СПб Атомэнергопроекте" в свою очередь говорили, что на площадке работают в три раза меньше рабочих, чем было обещано, а сроки отставания не так уж велики.
Наблюдатели предполагали, что подрядчика-проектировщика просто выдавили с чересчур выгодного проекта. И констатировали, что налицо конфликт интересов: решение об освоении средств принимает отец, осваивает эти средства дочь (по словам сотрудников компании, не без участия отца в оперативных совещаниях), при этом речь все это время идет о бюджетных деньгах.
Интересно, что нового генподрядчика, то есть структуру Спецстроя, в 2012 выбирали без конкурса. Сейчас речь тоже идет о назначении подрядчика без конкурса, что вообще-то странно для государственного проекта.
Ранее прокуратура Ленобласти на запросы о коррупционной составляющей ситуации на стройке ЛАЭС-2 (компания дочери осваивает средства бюджета, распорядителем которых является ведомство отца) отвечала, что в федеральном законодательстве "не устанавливаются какие-либо ограничения для заключения договоров с подрядными организациями в зависимости от родственных отношений их сторон".