Депутаты и чиновники решили простить "Газпрому" более 1 млрд рублей налогов на имущество — газовые трубы. Монополист сдаст их в аренду городу и за три года получит за это 1,7 млрд рублей. А вот платить налог на это имущество "Газпром" не будет.
Инициатива простить "Газпрому" 1 млрд рублей принадлежит губернатору Георгию Полтавченко. Именно
от его имени вносился законопроект.
Скидку предлагается предоставить не на все имущество, а только на газовые сети, введенные в эксплуатацию с 2005 года. Причем ситуация с собственниками и арендаторами этих сетей весьма запутанная.
Газовые сети Петербург строит вместе с "Газпромом" — по соглашению половину денег вкладывает бюджет города. После того, как газопроводы достраиваются, они передаются в собственность "дочкам" монополии, крупнейшая из которых — "Газпром газораспределение". А новые собственники сдают сети в аренду ООО "Петербурггаз", которое на 51% принадлежит городу, а на 49% — все тому же "Газпром газораспределение". Таким образом, "Газпром" будет получать от города плату за газовые трубы, но платить за них налоги не будет.
Плата "Петербурггаза" за аренду сетей составила в 2013 году 490 млн рублей, из которых 219,6 млн рублей – это налог на имущество, сообщил глава комитета по энергетике Андрей Бондарчук. По его словам, с вводом в эксплуатацию новых сетей, в том числе газопровода на остров Кронштадт, будет расти и их арендная стоимость. Так, в 2014 году "Петербурггаз" заплатит за аренду 790 млн рублей, 359 из которых составит налог.
При этом Бондарчук отметил, что если закон будет принят, то выпадающие доходы бюджета составят 359 млн в 2014 году, 446 млн рублей в 2015 и 560 млн рублей в 2016 году. То есть за три года петербургская казна недосчитается более 1 млрд рублей при дефицитном бюджете. В обмен на это "Газпром", похоже, обещает сильно не повышать арендную плату. Она составит 440 млн рублей в 2014 году, 544 млн — в 2015 году и 676 млн — в 2016 году.
Депутатов удивило, что город совместно строит сети, а потом фактически дарит их газовой компании, получая взамен всего лишь услугу. С соответствующим вопросом обратился Константин Смирнов.
"Мы ничего не теряем. Мы получаем вложения "Газпрома", получили газификацию, получили обслуживание сетей. 300 млн рублей – это всего лишь 0,6% от собственных доходов Петербурга. Это не потери, это наш вклад в обеспечение газом конечных потребителей. Также это повлияет на меньшие темпы роста тарифов для промышленных предприятий", — убеждал депутатов в целесообразности закона глава комитета финансов Смольного Эдуард Батанов. — "Мы вложили 50%, но получили услугу, получили содержание, получили ремонт. Разве мы готовы это все взять на себя?".
Апелляция к росту тарифов на газ кажется очень странным аргументом. Ведь, во-первых, тарифы в Петербурге устанавливают сами чиновники (комитет по тарифам), а вовсе не "Газпром". Во-вторых, еще недавно глава комитета по энергетике и инженерному обеспечению Андрей Бондарчук пугал депутатов, что если не простить "Газпрому" налоги, он поднимет тарифы для населения на 32% уже в 2014 году, а если простить, то тариф вырастет всего на 15%.
Стоит отметить, что в сентябре этого года, правительство одобрило постановление, согласно которому рост тарифов естественных монополий будет заморожен на ближайшие три года, а для населения рост не превысит 70% от инфляции, которая в будущем году составит 5-6%. Следовательно, максимальный рост тарифов не превысит 4,2%. Причем, это повышение возможно только для тарифов для населения, для всех прочих категорий потребителей тарифы заморожены полностью.
В этот раз даже о 15-процентном росте уже не говорили. А глава комитета по тарифам Дмитрий Коптин заявил с трибуны, что в случае принятия законопроекта тарифы не поднимутся, а наоборот снизятся на 5-10%, а для населения — на 2-4%. При этом он добавил, что если закон не примут, то "Петербурггаз" перестанет брать в аренду газпромовские сети из-за высокой стоимости. Что с ними произойдет в этом случае и как, к примеру, "Газпром" будет возвращать свои инвестиции, осталось непонятным.
Уже после слушаний Коптин сказал, что если закон не примут, то рост тарифа на транспортировку газа вырастет на 5-10%. По всей видимости, о решении правительства РФ заморозить тарифы он все же ничего не слышал.
Единоросс
Андрей Васильев укорил чиновников в том, что они не вспомнили о заморозке тарифов неделю назад, когда представляли проект, а начали рассказывать о 32%. По его мнению, законопроект нужно было представлять по-другому, мол, строительство объектов газовой инфраструктуры необходимо, и если депутаты не примут закон, "Газпром" не будет ничего строить. "В результате у населения и депутатов сложилось впечатление, что богатый "Газпром" ищет себе каких-то поблажек, но на самом деле это не так", — выразил парламентарий то, что у всех присутствовавших вертелось ня языке.
С такими же претензиями выступила и депутат от КПРФ Ирина Иванова, которая была одним из инициаторов слушаний. После заседания она заявила, что не поддерживает понижение налогов для хозяйствующих субъектов, но ее больше волнует, чтобы не росли тарифы для промышленных предприятий и населения, поэтому опосредованно закон все-таки поддерживает. По ее словам, она рада тому, что "сегодня закон был наконец-то нормально представлен и депутатам показали все цифры, а не просто убеждали на словах".
Аргументы чиновников все-таки убедили депутатов, и по итогам слушаний они решили рекомендовать парламенту принять законопроект в первом чтении. Стоит отметить, что налоговые льготы газовый гигант просит не только в Петербурге, это происходит во многих регионах страны.
Однако вопросы к такому щедрому жесту все же остались. "В отсутствие финансово-экономического обоснования оценить экономическую, бюджетную и социальную эффективность вводимой проектом закона льготы не представляется возможным", — дипломатично резюмировали представители Контрольно-счетной палаты.