В Грузии сменился президент: в первом же туре уверенную победу одержал член правящей команды Георгий Маргвелашвили. Налицо некоторые параллели с российской историей: президентом с сокращенными полномочиями стал бывший преподаватель.
В воскресенье в Грузии прошли президентские выборы. К этому часу подсчитано более 90% бюллетеней. Явка составила 46,6%, но правила местных выборов и не требуют, чтобы в голосовании приняли участие более половины избирателей.
Уже ясно, что, набрав около 60% голосов, победу в первом же туре одержал член правящей партии "Грузинская мечта" доктор философии Георгий Маргвелашвили, который с конца прошлого года занимал пост министра образования и вице-премьера.
Маргвелашвили родился в 1969 году в Тбилиси. Окончил факультет философии и психологии тбилисского университета, изучал философию в Европе, работал гидом, ассистентом менеджера в издательстве, преподавал философию, работал в Институте общественных дел Грузии (спонсор института — американское правительство).
Второе место на выборах занял Давид Бакрадзе, кандидат от партии экс-президента Михаила Саакашвили. На третьем месте — самый известный из кандидатов, один из лидеров "революции роз", бывший спикер парламента Нино Бурджанадзе.
Это первая в Грузии кампания, которая не заканчивается ни революцией, ни попыткой ее организовать. Это, несомненно, связано с тем, что полномочия президента значительно сокращены, Грузия становится парламентской республикой, у премьер-министра и парламента, который его выбирает, будет больше полномочий, чем у президента. В этом смысле значимость выборов была не столь велика. Они только подтвердили мандат доверия правящей партии во главе с премьером-миллиардером Бидзиной Иванишвили.
Кроме того, программы кандидатов мало чем отличались друг от друга. Все они говорят о евроатлантической интеграции как основной составляющей внешней политики. Что касается отношений с Россией, то они намерены выстраивать их прагматично и в то же время не собираются отказываться от тезиса о том, что Россия оккупировала половину территории страны (Абхазию и Южную Осетию).
С приходом к власти "Грузинской мечты" отношения двух стран несколько потеплели. Вино и минеральные воды вернулись на российский рынок. Сыграл эффект ухода Михаила Саакашвили, который раздражал Кремль не только своей политикой, но и как таковой. В остальном все осталось как прежде — споры о том, оккупирована ли Грузия, и отсутствие прямого сообщения между двумя странами.
На президентской кампании политические перемены в Грузии не заканчиваются. На этой неделе в стране появится новый премьер, и это будет куда более значимым изменением. Миллиардер Иванишвили считает свою задачу — избавление Грузии от Саакашвили — выполненной, он намерен покинуть свой пост и заняться общественными проектами и собственным бизнесом. Новый премьер, как ожидается, будет человеком той же команды, сконцентрировавшей всю власть в своих руках.