Магазины модной одежды класса премиум, казалось бы, остаются надежным форпостом офлайн–ретейла на фоне миграции покупателей на интернет–площадки. Но бизнес Вахтанга Акиртава (29 лет) с выручкой $9,5 млн, по прогнозам на 2013 год, позволяет усомниться в верности этой теории.
Вахтанг Акиртава успешно отучился в СПбГМУ им. Павлова, но карьере врача предпочел онлайн–бизнес. В 2008 году он начал работать в американской компании Capital Market Services, оказывающей брокерские услуги через Интернет. Параллельно с основным занятием Акиртава открыл небольшую фирму по выгодной перепродаже в России товаров, закупаемых в США. "Сначала хороший спрос был на айфоны, айпэды и прочую электронику, а потом первенство взяла брендовая одежда", — вспоминает Вахтанг.
Прозрачный шопинг
Несмотря на то что россияне вскоре приноровились заказывать одежду в США сами, через сайты, подобные eBay и Amazon, бизнес Вахтанга процветал, а число заказов постоянно росло. "Главным мотивом россиян было желание сэкономить на разнице в цене между США и Россией", — отмечает предприниматель.
Вместе с тем бренды премиальных марок (таких как Casadei, Carven, Marc Jacobs) россияне предпочитали покупать либо в офлайновых маркетах, где часто выставлялись не самые полные коллекции, либо на онлайн–площадках с низким уровнем сервиса. Петербуржец решил, что создаст ресурс, на котором россияне смогут купить одежду премиум–марок, представленную в широком спектре и при качественном обслуживании. "Идеей было создать прозрачный онлайн–шопинг с бесплатной доставкой, примеркой и при необходимости возвратом без лишних обременений", — рассказывает Акиртава.
Летом 2010 года Вахтанг и его друг Андрей сделали сайт интернет–магазина на домене brand–in–trend.ru и выставили там несколько модных коллекций. Но первые несколько месяцев продажи не шли: "Мы поняли, что россияне не желают покупать продукцию дорогих брендов в неизвестном интернет–магазине", — рассказывает Вахтанг.
И сами бренды с недоверием относились к молодому онлайн–ретейлеру. "Те коллекции, что мы выставили на старте, мне удалось получить благодаря личным контактам. Новые бренды отказывались что–либо продавать даже при наличии бюджета на коллекцию", — признается Вахтанг.
Тогда бизнесмены нацелились серьезно вложиться в раскрутку проекта.
Реклама и связи
Вахтанг и Андрей начали первым делом нанимать в штат лучших профи индустрии — топов по финансам, маркетологов. "Собирали резюме на hh.ru и других онлайн–ресурсах по поиску кадров, приглашали людей в команду", — рассказывает Акиртава. Собрав команду, бизнесмены тотчас же пустились продвигать бренд через "все доступные каналы онлайн–рекламы".
Зарплата маркетинговым профи в первые месяцы, затраты на рекламу, а также модернизацию IT–ресурсов обошлись Вахтангу и Андрею в 3 млн рублей личных сбережений.
В начале 2011 года к инвестированию в проект на условиях покупки доли подключились несколько близко знакомых Вахтангу крупных бизнесменов. К 2013 году сумма инвестиций в бизнес превысила $7 млн.
Скромный коллектив энтузиастов из пяти человек на старте проекта за 3 года вырос в команду из 100 менеджеров и специалистов. Обороты brand–in–trend.ru в 2012 году превысили $2,2 млн. По итогам 2013 года основатель рассчитывает на выручку в $9,5 млн. "По меньшей мере, в последующие 2 – 3 года мы ожидаем рост на 300 – 500% в год", — отмечает Вахтанг Акиртава.
Брендовая одежда всегда находит спрос среди петербуржцев, отмечает Виктор Батищев, сооснователь интернет–магазина Luxbrand.spb.ru. "Поэтому бизнес в сегменте онлайн–продаж такой продукции перспективен, — добавляет он. — Его конкурентоспособность зависит от ассортимента ретейлера и грамотной рекламной кампании".
По мнению Антона Кухта, сооснователя интернет–магазина "Бренды.рф", конкурентоспособным может быть только магазин с большим объемом инвестиций и хорошей офлайн–инфраструктурой. Иначе продержаться против больших игроков будет очень сложно.
По данным Ивана Федякова, генерального директора INFOLine, на долю онлайн–продаж приходится до 10% общего объема российского рынка fashion–ретейла, который в 2013 году составит, по прогнозам, $57 млрд. Оценочный объем онлайн–продаж на рынке Петербурга — около 10%.