Долги перед Сбербанком обанкротившегося холдинга "Фаэтон", обеспеченные залогами, выставлены на торги. Кредитор готов снизить требования более чем втрое. Объем долгов "Фаэтона" - 2 млрд рублей, стоимость обеспечения - около 1,5 млрд.
Российский аукционный дом (РАД) до конца года продаст права требования ОАО "Сбербанк России" и его дочерней компании "СБК Инвест" к структурам обанкроченного холдинга "Фаэтон", который задолжал 2 млрд рублей. Требования обеспечены имуществом, стоимость которого эксперты оценивают в 1,5 млрд рублей.
Публичные торги
Аукцион по продаже единым лотом требований по договорам, заключенным между ОАО "Сбербанк России", его "дочкой" ООО "СБК Инвест" и структурой обанкроченного холдинга братьев Снопков ООО "Фаэтон"–сеть номер 1", назначен на 16 декабря. Права требования обеспечены залоговым имуществом. В числе активов пять действующих АЗС "Фаэтона" и участок под заправку площадью 0,5 га в Шушарах, а также непрофильное имущество: 0,55 га с нефтебазой в поселке Верево в Ленобласти, пятиэтажный бизнес–центр площадью 4,5 тыс. м2 на Гагаринской ул. и участок площадью 42 га со статусом под сельхознужды рядом с Константиновским дворцом.
Аукцион пройдет по голландской схеме — на понижение (с отметки 1,9 млрд рублей). Минимальная цена продажи может составить 550 млн рублей, задаток — 20 млн рублей.
В Сбербанке заявили, что процедура публичных торгов сделает процесс прозрачным, а президент ХК "Фаэтон" Сергей Снопок, которому дозвонился dp.ru, заявил, что распродажа может поставить точку в банкротных процессах "Фаэтона". "Но только если покупателю расскажут всю правду об активах: их статусе и собственниках. А если введут в заблуждение — не обманут, а просто расскажут не все — история будет другая", — заявил он и посоветовал потенциальному покупателю очень внимательно изучить документы и задать все вопросы до последнего удара молотка.
Высокие риски
В РАД уверены, что актив привлечет компании, которые имеют собственные сети АЗС, и девелоперов. Опрошенные dp.ru эксперты считают, что реальная рыночная стоимость залогового имущества "Фаэтона" не менее 1,5 млрд рублей (это сопоставимо с размером долга "Фаэтона" перед Сбербанком — 2 млрд рублей). На 1 млрд рублей может потянуть хотя бы участок в Стрельне. Так что сделка может оказаться весьма выгодной для нового собственника — при условии, что у него есть время и возможности разобраться в юридическом статусе имущества.
Но, по мнению заместителя генерального директора ПТК Леонида Чурилова, имущество "Фаэтона" малоликвидно: "АЗС проблемны, да еще с девелоперской нагрузкой. Что нам с ней делать? Конечно, можно куда–нибудь пристроить, но столько времени на это уйдет!"
Девелоперов тоже смущают риски. "Продается не само имущество, а права требования. Чтобы их реализовать, еще нужно сильно постараться", — говорит генеральный директор "Нового Петербурга" Андрей Вересов.
С ним согласен начальник юридического департамента Ланта–Банка Дмитрий Шевченко: "Готовность кредитора так сильно двигаться в цене может означать, что стоимость обеспечения в реальности ниже, чем предполагается, или обеспечение в сложном юридическом состоянии".
Суета вокруг банкрота
История банкротства "Фаэтона" длится с мая 2009 года. Его инициировали сами собственники бизнеса братья Сергей и Михаил Снопки, задолжавшие банкам около 10 млрд рублей. В июне 2010 года на "Фаэтон–Аэро" ввели внешнее управление, а еще через год признали банкротом.
До весны 2012 года банкротство контролировали братья: аффилированные с ними структуры предъявляли "Фаэтон–Аэро" требования, превышавшие размер долгов перед банками. Но банки добились вывода из состава кредиторов этих структур и сделали конкурсным управляющим Дениса Лебедя, который оспаривает ряд сделок по отчуждению активов банкрота.
Сергей Снопок называет все происходящее банковским рейдерством.