Центр общественных процедур "Бизнес против коррупции" в очередной раз рассмотрел дела компаний, заявивших, что они подверглись рейдерским захватам. Эксперты центра предлагают заявителям план действий, но простого пути защиты от рейдеров нет.
На очередном заседании центра общественных процедур "Бизнес против коррупции" (ЦОП "БПК") эксперты разбирались в конфликтах, задавая заявителям вопросы по каждой детали. Сочувствия слушатели не проявляли, зато давали конкретные советы.
Первый выступающий — Сергей Петров, директор ЗАО "Маяк", седой широкоплечий человек за 60. В голосе чувствуется усталость, то и дело предприниматель вдруг заговаривает о своей дочери. Например, дочь сидела с ним в машине, когда ему выстрелили в голову. Сергей Петров уверен, что покушение связано с попыткой захвата его предприятия. ЗАО "Маяк" включает три фабрики, где производят верхнюю одежду.
История началась с гибели акционера компании Тахира Казаватова — о подробностях этой смерти до сих пор пишут в СМИ. Затем, как рассказывает Сергей Петров, унаследовавшая акции (31,14%) мать погибшего подарила их третьему лицу. "Мне тогда настойчиво предлагали продать акции, — говорит Сергей Петров, — но я отказывался". Спустя несколько месяцев произошло покушение, которое следствие квалифицировало как хулиганство. Затем акции снова передаривают, и заявитель покупает их за 7 млн рублей. В 2013 году по заявлению брата Тахира Казаватова на Сергея Петрова было заведено уголовное дело по обвинению в мошенничестве. "Вы исчерпали законные средства защиты своих прав?" — спрашивает адвокат Александр Леонтьев, член экспертного совета ЦОП "БПК". "Осталось разве что оружие", — шутит в ответ предприниматель. Его обращение решено направить в генеральную прокуратуру и Борису Титову, федеральному бизнес–омбудсмену.
Гараж и дольщики
Затем о своей беде рассказал Андрей Голубков, основатель ООО "Автодом–М". За 3 года с начала конфликта с одним из банков ему пришлось получить образование арбитражного управляющего. Андрею Голубкову около 40, рассказывая о том, как лишился должности генерального директора, он выглядит почти веселым. Причиной конфликта стало здание на пр. Юрия Гагарина, 32.
Это многоярусный гараж–паркинг, застройщик которого — ООО "Автодом–М", а инвестор — ООО "Питер–Инвест". Обратившиеся в ЦОП "БПК" Юрий Шрайбер и Андрей Голубков — основатели также и этой компании. "В 2006 году мы получили в банке кредит, — рассказывает бывший директор, — а когда объект достроили, хотели его продать, чтобы вернуть кредит, но нашим кредиторам приглянулся сам объект". Руководитель петербургского ЦОП БПК Александр Абросимов удивляется: "Вы им что, пакет акций отдали?" Рассказчик будто смущается и отвечает, что 75% долей обеих компаний продали с правом обратного выкупа аффилированному с банком ООО "МКАСП". Парковка стоимостью около 1 млрд рублей теперь пустует, а заявители собирают папки с отказами из разных инстанций. Александр Леонтьев резюмировал: надо срочно наладить контакт с дольщиками строительства и найти медиатора конфликта.
"Никогда нельзя закладывать акции, — советует Александр Абросимов. — Капкан был открыт, и заявитель в него наступил".
Исторический дом
Третья история — о доме на Кирочной ул., 10, и ОАО "Монтак", которому этот дом был передан в хозяйственное ведение в 1994 году. В 2001 году КУГИ оспорил договор в суде, об этом рассказывает заявитель — исполнительный директор фирмы Юрий Вербловский.
Отличие этой истории от остальных — на заседание приехал представитель стороны, на которую жалуется заявитель. Заместитель директора ФГУП "Электронные торги и безопасность", которое сейчас управляет зданием, рассказал, что ОАО "Монтак" вовсе не выселяют, речь идет лишь о контроле состояния исторически ценного дома.
Как защититься
Обычно выделяют несколько распространенных схем захвата. Например, рейдер может найти (или подделать) нарушения санитарных, пожарных и других норм, а затем предложить владельцу продать бизнес дешевле. Иногда предпринимателю продают изначально неверно зарегистрированную фирму.
Сергей Осутин, председатель совета директоров консалтинговой группы "О.С.В.", считает, что рейдерством часто называют внутренние конфликты в компании. "Борьба в бизнесе была, есть и будет всегда, — говорит он, — но важно, чтобы сохранялись цивилизованные рамки". И, конечно, не должно быть коррупции — использования в своих целях органов власти. Специалист считает, что у каждого предпринимателя есть возможность восстановить свои права, хотя это и непросто.
"Борьба за свои права формирует гражданское общество, показывает правоохранителям, что и над ними есть контроль", — заключает Сергей Осутин.