Студент журфака СПбГУ Александр Меньшиков (23 года) сейчас работает главным антикризисным менеджером подкаст–терминала Podster в команде инвестора Валерия Федотова, но уже в апреле станет совладельцем многообещающей площадки — его опцион превратится в долю в компании, которая составит 10%.
До того как прийти в новую команду проекта Podster (площадка, которая объединяет и генерирует самые интересные российские подкасты), Александр Меньшиков пробовал найти себя в нескольких стартапах. Так, у Александра была доля в проекте мобильного такси KwikPik Taxi (приложение, позволяющее быстро поймать машину), — под него был получен грант Start Fellows в 750 тыс. рублей от Павла Дурова — и маркетинговой компании New Marketers, специализирующейся на продаже рекламы и трафика в Интернете.
Молодой человек, учась на шестом курса заочного отделения журфака СПбГУ, позиционирует себя как консультант в области маркетинговых коммуникаций — он вел образовательный проект "Революция сознания", проводил семинары для международных (AIESEC, JCI) и правительственных организаций (КПМП, КЭРППиТ), полгода занимался маркетингом в компании "Вконтакте".
Подкаст–терминал Podster был знаком Александру с начала основания проекта — 2011 года (напомним, что подкастинг — это создание и распространение звуковых или видеофайлов в Интернете), идея этого бизнеса родилась у его знакомого Валентина Борисова. Стартовый капитал проекта тогда составил 5 млн рублей, это были личные деньги автора идеи и нескольких инвесторов. Компания работала в b2b–сегменте, была в каком-то смысле аналогом американского проекта Podtrack.com и присутствовала на рынке как партнерская система, позволяющая монетизировать аудиоконтекст за счет рекламных преролов. В 2012 году Podster у предыдущих инвесторов выкупил бизнесмен и член "Гражданская платформа" Валерий Федотов (сумма инвестиций в проект на данный момент составляет 25 млн рублей). Новый владелец не только сменил формат проекта, но и привел с собой новую команду — так Александр Меньшиков в 23 года стал генеральным директором Podster.
Взрывной рост
По словам Александра, Федотов пригласил его развивать новую концепцию и довести продукт до монетизации. Речь идет о таких целевых показателях, как 2 млн прослушиваний в месяц и 4 млн рублей в качестве месячного оборота. "Год назад, когда я принял решение купить Podster, меня интересовала не медийность проекта, а сугубо бизнесовое понимание того, что проект не имеет границ в развитии. Я инвестировал в возможность взрывного роста нового продукта на рынке, который мы сами и формируем", — объясняет Валерий Федотов. Задача — создать социальное радио, сделать так, чтобы подкасты были так же вездесущи, как и радиоволны. Чтобы развивать культуру подкастинга и двигаться в сторону соцрадио, в декабре будет запущено бесплатное приложение под iOs, а затем под Android, которое позволит быстро находить и слушать подкасты и, главное, создавать — буквально на коленке — новые. По словам инвестора, монетизация первого миллиона прослушиваний станет окончательной проверкой идеи на состоятельность.
В России около 5 млн людей слушают подкасты регулярно, мировая подписка на подкасты составляет около 1 млрд человек, официальные подкасты есть у многих крупных СМИ. Текстовый блогинг, говорит Александр, вскоре уступит свое место аудио: видеоблог вести сложно, а идея Podster — дать людям возможность выражать себя в самой естественной для человека манере — в итоге изменит современный интернет–рынок.
Система проста
"Система проста: чем больше слушателей, тем лучше продается реклама и больше потенциал, — говорит подкастер Влад Филатов, — в США понятие "подкастинг" и понятие "бродкастинг" — вещание именно в сети Интернет — появилось еще в 1990–х годах. У нас же в России как таковой подкастинг существует последние, ну, грубо говоря, 5–6 лет. Но буквально за 2–3 года выросла профессиональная основа самих подкастов: если изначально это был любительский формат, то сейчас это делается на профессиональной основе".