Петроградская автобаза "Спецтранс" Владимира Хильченко окончательно уходит с рынка: арбитражный суд признал компанию банкротом. Компания так и не смогла вернуть себе заказы на уборку дорог в Петроградском районе.
Холдинговая компания "
Созвездие Водолея
" окончательно отказалась от борьбы за возвращение заказов Смольного по содержанию дорог в центре Петербурга. Арбитражный суд признал банкротом входящее в холдинг и специализирующееся на механической уборке ОАО "Петроградская автобаза "Спецтранс".
Как снег на голову
Автобаза принадлежит ООО "ХК "Созвездие Водолея", которое, по данным СПАРК, контролирует петербургский предприниматель Владимир Хильченко. В 2010 году выручка компании составляла 488 млн рублей. Финансовые показатели всего холдинга не раскрываются.
Автобаза долгое время по заказу Смольного выполняла основные работы по содержанию дорог и вывозу мусора в Петроградском районе. В 2010 году отношения компании и властей испортились. После обильных снегопадов петербуржцам той зимой приходилось буквально штурмовать сугробы, что послужило одной из причин падения популярности экс–губернатора Петербурга Валентины Матвиенко.
Ответственность за ситуацию городские власти возложили на "Спецтранс", который недостаточно активно занимался уборкой. Руководство компании, в свою очередь, заявило, что инцидент был спровоцирован неплатежами со стороны Смольного. В итоге принадлежащее городу ГУДП "Центр" разорвало контракт с компанией и прекратило с ней дальнейшее сотрудничество. В настоящее время заказы по обслуживанию дорог выполняют в основном государственные организации.
Отсутствие госзаказа привело к тому, что выручка "Спецтранса" в 2012 году сократилась до 60 млн рублей, а убыток достиг 10 млн рублей. Компанию несколько раз хотели обанкротить, но "Спецтрансу" удавалось оперативно рассчитываться с долгами. Кроме того, руководство компании продолжало рассчитывать на новые заказы.
Стратегическая ошибка
В течение 2011 – 2012 годов Владимир Хильченко пытался доказать в судах, что договор с его компанией разорвали незаконно, а также заставить Смольный объявить открытый конкурс на уборку дорог. Суды, а также Федеральная антимонопольная служба встали на сторону бизнесмена. Но конкурс в 2012 году так и не состоялся. "Еще год без работы компания бы не протянула, поэтому мы приняли решение ее ликвидировать", — рассказал Владимир Хильченко. В результате компания продала около 200 единиц дорожной техники, а в декабре 2012–го вошла в процедуру банкротства.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти 19 ноября признал "Спецтранс" банкротом и открыл конкурсное производство. К настоящему времени сумма долгов компании достигла 42 млн рублей. На значительную часть этой суммы претендуют компании, входящие в "Созвездие Водолея". По словам Владимира Хильченко, ценных активов у компании не осталось.
Первые и открытые
В ноябре Смольный все же объявил первые в истории Петербурга аукционы на содержание дорог в районах города с общей стоимостью заявок более 5 млрд рублей. "Стоимость работ, которую закладывают городские власти, не окупит затраты бизнеса на приобретение нового транспорта", — считает Владимир Хильченко. Поэтому, по его мнению, основными подрядчиками, как и раньше, останутся компании с госучастием, которые приобретают технику за счет бюджета.
Тем не менее одна из компаний ХК "Созвездие Водолея" — ОАО "Колпинская автобаза "Спецтранс" — все же будет претендовать на часть лотов, выставленных на открытые аукционы. По мнению директора ассоциации "Дормост" Кирилла Иванова, решение выставить содержание дорог на конкурс — стратегическая ошибка властей. "Есть серьезный риск того, что у частной компании, победившей в аукционе, кончатся деньги и она в отличие от государственных подрядчиков откажется работать бесплатно. Ситуация с уборкой улиц может ухудшиться", — считает он.