Открытый в среду, 4 декабря, новый терминал аэропорта Пулково будет в первое время работать не в полную мощность. В первый день из терминала за 1,2 млрд евро с 8 телетрапами вылетят всего три рейса и только одной авиакомпании – "Россия".
Первоначально планировалось, что уже 4 декабря в новое здание аэровокзала в терминале Пулково-1 будет переведено 8 рейсов авиакомпании "Россия" из Пулково-2: пять в Германию, два в Киргизию и один в Казахстан. Однако в среду на пресс-конференции было объявлено, что "Россия" в новое здание переведет только три рейса. В официальном сообщении "России" 3 декабря говорится, что эти изменения происходят по обстоятельствам, не зависящим от компании. Выяснить, что это за обстоятельства официальным путем невозможно — представители аэропорта и авиакомпании твердят, что тестовый период работы нового терминала был запланирован изначально, а все переводы рейсов должны осуществляться постепенно. Как давно обсуждаемый факт сейчас отмечается, что терминал Пулково-2 (международный) будет работать параллельно с новым до конца января.
При этом контролируемые Смольным СМИ еще в начале года писали, что терминал Пулково-2 прекратит свою работу в декабре нынешнего года параллельно с открытием нового терминала петербургского аэропорта Пулково. Это же отмечается и в ответе губернатора Георгия Полтавченко на запрос депутата городского парламента Алексея Макарова. Вопрос о причинах изменения планов в ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (оператор аэропорта) оставляют без ответа, предлагая довольствоваться объяснением, что перевод рейсов в новый терминал осуществляется постепенно, чтобы не создавать неудобства пассажирам.
Представители авиакомпании "Россия" также не спешат делиться истинными причинами задержки, хотя и отмечают, что они доставляют неудобства. "Причина того, что мы вынуждены изменить свои планы, в том, что ВВСС не подтвердила все слоты, которые мы заказывали начиная с 4 декабря в новом терминале", — рассказал сотрудник компании, потребовавший не упоминать его имени и должности. Сейчас на первой странице "России" есть объявление, что "с 4 декабря 2013 года все рейсы компании будут выполняться из Пулково-1 (старого и нового терминалов)", при этом на самом деле часть рейсов авиакомпании, выполняемые по код-шерингу, вылетают и прилетают все же в Пулково-2. В "России" говорят, что намерены обзвонить всех пассажиров ближайших рейсов, которых коснутся изменения.
Еще в конце октября говорилось, что торжественное открытие нового терминала назначено на 29 ноября, и в нем будет принимать участие президент РФ Владимир Путин. Разговоры об этом шли и во время пресс-поездки в Пулково в августе 2013 года. А, к примеру, "Балтинфо" сообщало о будущем присутствии Путина на церемонии открытия 29 ноября как деле решенном примерно за две недели до запланированной даты. О том, что к 29 ноября в Пулково на церемонии ждут президента, рабочие на стройке рассказывали журналистам в середине ноября. Справедливости ради стоит признать, что о торжественном открытии и о присутствии там Владимира Путина официально не было заявлено. Этого и не случилось. А почему — рассказывать пассажирам и горожанам никто не посчитал нужным.
Вообще, отмена церемонии и перенос на неделю или две открытия нового терминала — это никакая не проблема. Отличный PR-ход с публичным тестированием нового терминала всеми желающими горожанами был настолько успешным, что позволил забыть обо всех трудностях строительства, в том числе и о бардаке на парковках. Проблема — в закрытости информации.
Такая таинственность порождает множество версий. Первое, что приходит в голову — терминал не готов и требует значительных доработок. А Владимир Путин не захотел участвовать в открытии стройки под видом готового объекта. Примерно в таком спектакле ему пришлось участвовать летом этого года во время открытия северной части Западного скоростного диаметра. Хотя официально церемония состоялась, и движение было открыто, эта дорога до сих пор представляет собой стройплощадку — движение на этой скоростной трассе почти постоянно ограничено, проезжая часть периодически сужается до одной полосы, даже асфальт в некоторых местах приходится перекладывать.
Другая версия — возражения против открытия со стороны федеральных структур. Так, по данным "Фонтанки", в новом терминале не до конца налажена работа пунктов пропуска, и полноценному запуску препятствуют возражения Росграницы. Также возможно, что какие-то претензии есть и к качеству строительства. Как известно, "Главгосэкспертиза" долго не согласовывала проект строительства — окончательное разрешение было получено спустя почти два года после подписания инвестиционного соглашения. А в июне 2013 года проектную документацию пришлось уточнять — у контрольных органов возникли претензии, к примеру, к устройству лифтов в новом терминале. А по требованию Ростехнадзора строители были оштрафованы за несвоевременное выполнение предписаний. В ООО "ВВСС" подчеркивали, что все претензии носят лишь формальный характер, и о серьезных нарушениях речь не шла. Скандалы сопровождали стройку и ранее — один раз сразу 300 рабочих отравились некачественной едой, а за несколько дней до открытия Генпрокуратура сообщила, что на стройке нашлись иностранные рабочие, не имевшие разрешения на работу в России.
Но даже несмотря на все эти сложности и таинственность, надо признать, что открытие нового терминала Пулково — большое и очень позитивное событие для города. Это, по современным меркам, маленький терминал. К примеру, в нем всего восемь выходов с телетрапами — для сравнения, в Хельсинки их 27 штук, а в маленьком аэропорту Таллина — 10. Однако ведь новый терминал — это всего лишь первая часть большого проекта развития петербургского аэропорта. В перспективе планируется перестроить старый терминал Пулково-1 ("со стаканами") и заново построить Пулково-2 ("международный"). Планируется, что на его месте будет работать бизнес-терминал, а возможно, и что-то еще.
В новом терминале "Пулково-1" уже начали свою работу "IL Патио", Starbucks и McDonald’s. Но переехать в новое здание успели не все арендаторы, располагавшиеся в старом терминале. Более того, некоторые даже не знали о его открытии. «Мы еще в старом терминале работаем.Новый не открылся», - сказали корреспонденту dp.ruпредставители кофейни «Шоколадница». После объяснения корреспондента, что терминал все-таки открыт, но в слегка усеченном формате, в компании сказали, что никаких комментариев не дадут и посоветовали обратиться в пресс-службу «Воздушных ворот Северной столицы».