Согласно стратегии Минфина, бюджет России до 2020 года не досчитается 10 трлн рублей. Предполагается, что дефицит будут покрывать за счет государственных займов.
Бюджету России при сохранении текущих высоких цен на нефть не хватит до 2020 года около 10 трлн рублей для финансирования всех обещаний и обязательств властей. В случае падения нефтяных цен разрыв может оказаться еще больше. Об этом сообщает агентство Reuters, ссылаясь на долгосрочную стратегию, подготовленную министерством финансов.
Минфин обнаружил не обеспеченные доходами обязательства казны в 5,6 трлн рублей с 2017 по 2020 год. С учетом поручений президента по федеральным программам, а также расходов на пенсии, "дыра" может увеличиться еще на 4,2 трлн рублей, пишет министерство финансов.
Согласно стратегии ведомства, бюджет будет дефицитным весь расчетный период, предполагается, что дефицит будут покрывать за счет государственных займов, которые станут единственным источником его финансирования. В результате этого госдолг России с 12% ВВП в этом году вырастет до 18,2% ВВП к 2030 году.
По прогнозу Минэкономразвития, экономика России до 2030 года будет расти в среднем на 2,5%. Этот сценарий был положен в основу бюджетной стратегии Минфина. При этом ведомство не исключает, что даже такие темпы роста могут быть не достигнуты.
По информации агентства "Прайм", бюджетная стратегия была направлена в правительство России в начале декабря.
Президент – институт политический, он всегда дает обещания избирателям, чтобы те его избрали, констатирует глава консалтинговой компании "Решение" Александр Батушанский. Но во власти должна быть система сдержек и противовесов, которая бы блокировала раздачу заведомо неисполнимых обещаний, а в России такой системы нет.
Изначально было понятно, что обещанный рост расходов опережает запланированный рост доходов, напоминает эксперт. При такой политике рано или поздно появится дефицитный бюджет. Многие страны живут и с большим госдолгом. Главная проблема состоит в том, что при профицитном бюджете была возможность безболезненно проводить структурные реформы. При бюджете дефицитном стоимость этих реформ резко возрастет.
Хорошо, что Минфин заранее предупреждает об этих проблемах, говорит начальник аналитического отдела банка БФА Денис Демин. Другой вопрос, нужно ли было делать это публично. Возможно, в министерстве сочли, что это лучший способ привлечь серьезное внимание к теме.
Любому государству, российскому в особенности, с трудом дается сокращение своих расходов – а именно это и нужно делать в данной ситуации. Предыдущие 15 лет государство наращивало и объем доходов, и свою долю в экономике и набрало такую инерцию, что остановиться уже тяжело. Придется переучиваться.