10:4219 декабря 201310:42
148просмотров
10:4219 декабря 2013
Агрохолдинг "ЭкоРос" взял под контроль племзавод "Партизан", чтобы обеспечить сырьем свою сеть молокоматов. За 2 года владельцы намерены нарастить сеть до 250 автоматов. Сегодня в городе работает 24 таких устройства.
Агрохолдинг "ЭкоРос" (входит в состав американского инвестиционно–финансового холдинга MSB Capital Group) и аффилированные частные лица выкупили 80% акций племхозяйства "Партизан" в Лужском районе Ленобласти. Ранее акции племзавода принадлежали сотрудникам предприятия.
Сделка состоялась летом, ее стоимость не раскрывается. Судя по инвестициям в аналогичные проекты, 80% акций "Партизана" могли стоить около 180 млн рублей. Дополнительно 780 млн рублей "ЭкоРос" вложит в модернизацию сельхозпредприятия.
Своя сырьевая база
"Мы собираемся до конца 2014 года развить собственную розничную сеть по продаже молока и молочных продуктов в Петербурге, установив 250 вендинговых автоматов. Для этого инвестируем средства в собственную сырьевую базу", — говорит генеральный директор управляющей компании ООО "ЭмЭсБи Кэпитал Груп" Анатолий Михно.
По его словам, сейчас компания закупает молоко у ЗАО "Племенной завод "Ручьи", однако для расширения сети этого недостаточно. Племхозяйство "Партизан" производит 13 т молока в сутки, дойное стало составляет 760 голов. У предприятия в аренде на 49 лет находится 2 тыс. га земли.
В расширение сети молочных автоматов "ЭкоРос" планирует вложить около 300 млн рублей. На сегодняшний день в городе работает 24 автомата агрохолдинга — в Красносельском, Кировском и Московском районах. В планах компании — установка еще 13 молокоматов до конца года.
"Мы продаем молокоматы отечественного производства за 350–400 тыс. рублей, но если "ЭкоРос" использует импортное оборудование, то заявленный объем инвестиций адекватен планам", — говорит Илья Черноок, генеральный директор ООО "Вендито" (продажа вендинговых аппаратов).
По его словам, спрос на молокоматы среди предпринимателей Петербурга минимальный, потому что этот бизнес требует сочетания своей сырьевой базы, логистики и розничного звена, что слишком затратно для представителей малого бизнеса.
Неудачный старт
Реализации планов холдинга может помешать скандал, который подорвал доверие к новому формату на старте проекта, отмечают эксперты.
Напомним, в Петербурге в июне 2013 года произошла вспышка кишечных заболеваний, которую связывали с употреблением молока из молокоматов. Роспотребнадзор тогда возбудил административное дело, в результате которого Красносельский районный суд решил, что агрохолдинг "ЭкоРос" санитарно–эпидемиологических правил не нарушал. О необходимости кипятить молоко из автоматов он указывал покупателям, но слишком мелким шрифтом.
"Суды не признали нашей вины, но Роспотребнадзор продолжает оспаривать это решение", — говорит Анатолий Михно. Хотя скандал действительно негативно отразился на старте проекта, он не помешает реализации планов, убежден бизнесмен.
Перспективные коровы
Покупка племзавода — логичный шаг по выстраиванию вертикальной структуры бизнеса, считают участники рынка. В текущих условиях жесткой конкуренции он позволит оператору решить острую проблему дефицита сырья. Нехватка молока вызвана сокращением поголовья коров.
По данным Национального союза производителей молока "Союзмолоко", за 9 месяцев 2013 года коров в России стало меньше на 163 тыс. голов, или на 1,8%, по сравнению с численностью стада за 9 месяцев 2012 года. Забивать коров фермерам пришлось из–за нехватки кормов, роста импорта молочной продукции после вступления России в ВТО, а также недостаточной поддержки инвестиционных проектов в молочном животноводстве.
Однако у молочного рынка огромные перспективы для развития. По данным "Союзмолока", уровень потребления молока и молочной продукции в России сегодня составляет 240 кг на человека в год при минимальной рекомендованной медицинской норме 330 кг.
Объем рынка цельномолочной продукции в прошлом году, по оценке ИК "Грифон Эксперт", составлял 371,3 млрд рублей по России и 48,4 млрд рублей в Северо–Западном федеральном округе.
“
Идея создания сети молокоматов возникла у нас еще 3 года назад, но проект не удалось реализовать из–за длительной окупаемости. Качественные импортные автоматы по продаже молока стоят около 700 тыс. рублей. Но есть и другие сложности. Например, размещение на улице требует длительного — 3 – 6 месяцев — согласования документов с городом. А торговые сети считают молокоматы прямыми конкурентами и не дают места в аренду. Наконец, само молоко должно быть качественным и пастеризованным. Непастеризованное сырье найти проще, но есть риск, что оно не будет чистым. Насколько я знаю, молокоматы "ЭкоРоса" сейчас закупают пастеризованное молоко у "Ручьев" и проект вполне успешен.
Игорь Ковалеров
соучредитель компании по продаже свежего молока "Кисельные берега"