Парламент принял закон о нормах градостроительного проектирования. Устанавливаются правила застройки, в частности по обеспечению социальными объектами. Школы и детсады будут возводить сами застройщики. Эксперты не уверены, что это хорошая идея.
Петербургские депутаты приняли в третьем чтении закон о региональных нормах градостроительного проектирования. За принятие документа проголосовали 47 парламентариев.
Закон устанавливает некоторые правила застройки. Так, на тысячу жителей должен приходиться один детский сад на 55 мест, школа, рассчитанная на 120 мест, а до ближайшей поликлиники должно быть не больше километра. Также устанавливаются нормативы обязательного количества парковочных мест (в центре города парковки должны быть подземными), нормативы по озеленению и т.д.
Аналогичные нормативы (в отношении школ и детсадов) действовали и раньше. Число мест в школах на 1000 жителей изменилось незначительно — выросло на 6-7%, говорит вице–президент НП "Объединение строителей СПб" Алексей Белоусов. Зато количество запланированных мест в детских садах увеличилось более чем в полтора раза. Это связано с тем, что в последние 20 лет множество детсадов было закрыто и перепрофилировано, дефицит детсадов заметнее, чем дефицит школ.
Участники рынка и депутаты склонны считать, что документ несовершенен, но лучше такой, чем никакого. "Этот закон надо было принимать еще вчера, даже позавчера. Администрация лет пять тянула с принятием. У нас сейчас все проекты планировки незаконны", — говорит депутат Борис Вишневский. Если бы документ не был принят, повторилась бы ситуация 2012 года, когда правительство не могло утверждать проекты планировки, простой никому бы не пошел на пользу, говорят строители.
Формально закон не обязывает строителей возводить социальную инфраструктуру за свой счет. Закрепить такую норму в законе было бы невозможно. Однако фактически введение этих правил застройки дополняется "джентльменским соглашением" между городом и рядом строительных компаний (сейчас их 14), согласно которому инфраструктуру берут на себя строители. В обмен Смольный предоставляет инвесторам "зеленый свет" и режим наибольшего благоприятствования. В законе же указано только, сколько мест должно быть в школах и детсадах в расчете на 1000 жителей.
В том, что социальную инфраструктуру будут теперь возводить сами строители, участники рынка видят и плюсы, и минусы. С одной стороны, будет сэкономлено некоторое количество бюджетных средств. С другой стороны, вырастут цены на жилье. Раньше за школы и детсады граждане платили из своих налогов, теперь это будет заложено в цену новых квартир.
Цены на жилье уже в следующем году могут вырасти на 10-15%. Средняя стоимость строительства школ и детсадов — 1 млн рублей за каждого ученика. Таким образом, 175 мест на 1000 жителей — это 175 млн рублей. В среднем в квартире живут три человека, то есть 1000 жителей — это около 300 квартир. Дополнительная нагрузка на каждую квартиру увеличится на 0,5 млн рублей, то есть на 10-15% от ее нынешней средней стоимости.
Еще один возможный плюс — молодым родителям, покупающим квартиры в новостройках, больше не придется слышать про отсутствие мест в школах и детсадах. Хотя если им не повезет, в доме маленьких детей будет больше запланированного нормативами. Формально нигде в законе не сказано, что мест в школах и детсадах должно хватить всем.
Ранее участники рынка предлагали Смольному компромиссный вариант государственно-частного партнерства, при котором за инфраструктуру отвечали бы монополии, за строительство социальных объектов — застройщики, а город через несколько лет постепенно выкупал бы эти объекты. Пока это предложение осталось без ответа.