Новые собственники вендингового оператора "ПлатБерри" начали экспансию на федеральный рынок. Они потратили $1 млн на установку 200 аппаратов в Сочи и Москве и планируют вложить еще $6 млн.
Петербургский вендинговый оператор ООО "ПлатБерри", выходит на федеральный уровень. За вторую половину 2013 года компания установила более 200 аппаратов по продаже кофе, напитков и снеков в Сочи и Москве, вложив в это более $1 млн. В результате вместе с вендинг–машинами в Петербурге ее сеть насчитывает более 300 аппаратов. "В ближайшее время мы собираемся еще больше увеличить нашу сеть, вложив в это около $6 млн", — рассказал "ДП" гендиректор и совладелец компании Александр Шулаков. По оценке Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ), объем российского рынка в 2011 году составил $270 млн. Ежегодно он увеличивается на 20%.
Железнодорожный размен
"ПлатБерри" до недавнего времени входила в холдинг "Западно–Европейский финансовый союз" (ЗЕФС) Максима Долгополова. "Я продал ее 1,5 года назад, так как мне этот бизнес стал неинтересен", — сообщил "ДП" Максим Долгополов. Сумма сделки не разглашается.
Покупателями стали петербургские предприниматели Александр Шулаков, Юлия Изак и Дмитрий Изак. Они же развивают сеть кафе "Экспресс" на железнодорожных вокзалах Петербурга. По словам коммерческого директора компании Дмитрия Изака, именно они в 2006 году и основали "ПлатБерри", но потом решили продать ее ЗЕФС. "Тогда для нас это был второстепенный бизнес, но теперь мы решили к нему вернуться", — рассказал он.
Читайте также:
Новости СПб
Какие торговые автоматы приносят доход
Обороты компании не раскрываются. По расчетам "InfoLine–Аналитики", выручка компании в 2013 году могла составить около 250 млн рублей.
"ПлатБерри" размещает аппараты в основном на железнодорожных объектах. В Сочи ей удалось разместиться на всех только что построенных вокзалах, обслуживающих Олимпиаду. Кроме того, компания разместила вендинг–машины на территории горнолыжного комплекса "Альпика–Сервис" "Газпрома", на которой находится санно–бобслейная трасса.
Рокировка по–питерски
Один из крупнейших конкурентов "ПлатБерри" на объектах в Сочи — компания UVENCO, принадлежащая петербургскому предпринимателю Борису Белоцерковскому. В прошлом году компания получила статус официального оператора розничных продаж Сочи–2014 в формате вендинга. Сейчас, по данным компании, в Сочи работает около 500 ее аппаратов. Всего же компания располагает 10 тыс. вендинг–машин, работающими в 65 городах России. По словам участников рынка, основная доля рынка вендинга в Краснодарском крае принадлежит малым и средним предпринимателям
В отличие от UVENCO, "ПлатБерри" получила возможность выйти на рынок Сочи перед самой Олимпиадой — в ноябре прошлого года. Как уверяет источник в UVENCO, изначально эти места предназначались для них, но компания от них отказалась в связи с низкой проходимостью. "В результате РЖД пришлось устраивать повторый аукцион", — знают в UVENCO. "На выбор компании–оператора повлиял как положительный опыт работы с ними, так и то, что они предложили оснастить все свои аппараты возможностью безналичной оплаты", — пояснили в РЖД.
Возможность оплаты картами — залог успеха на развивающемся вендинговом рынке, говорят его участники. В частности, по данным UVENCO, с 1 февраля порядка 7 – 10% транзакций в ее сети делаются по картам. В компании предполагают, что доля будет расти.
Участники петербургского рынка опасаются, что размещать свои аппараты в Сочи рискованно из–за сезонности спроса. "С другой стороны, благодаря Олимпиаде у компании есть шансы отбить свои вложения всего за несколько недель", — считает гендиректор "INFOLine–Аналитики" Михаил Бурмистров.
“
Экспансия в Сочи — это знаковое событие для любой компании. Но подобное решение связано с большими рисками. Плотность собственного населения там небольшая, а туризм по большей части носит сезонный характер. К тому же там существует сильная конкуренция со стороны существующих заведений общепита. На прибыли Бориса Белоцерковского подобный шаг вряд ли как–то серьезно отразится в случае неблагоприятного сценария, так как у него достаточно крупная компания. К тому же у него всегда есть возможность передислоцировать свои аппараты в другие регионы России. У "ПлатБерри" же, на мой взгляд, для этого недостаточно ресурсов. Мне сложно представить, как они будут из Петербурга контролировать свою сеть. Здесь нужны местные партнеры.
Илья Черноок
генеральный директор ООО "Вендито"