13:1807 марта 201413:18
471просмотров
13:1807 марта 2014
На 100 тысяч мужчин в Петербурге приходится 70 цветочных магазинов. Выручка, которую они получат с 7 по 9 марта, равнозначна среднему доходу за несколько месяцев, а в некоторых случаях и за год. Dp.ru выяснил, где искать самые красивые цветы.
За последние 2 года количество точек продажи цветов в Петербурге выросло с 300 до 2000. Сейчас в городе
зарегистрировано около 1800 "цветочных" юрлиц. Большинство из них — индивидуальные предприниматели с одним
или несколькими салонами. Крупных сетей в городе меньше десятка. Выручка, которую и те, и другие получат с 7 по 9
марта, равнозначна среднему доходу за несколько месяцев, а в некоторых случаях и за год.
Пять тюльпанов
Самый популярный букет к 8 марта - пять тюльпанов. Дешевле всего они стоят в сетевых супермаркетах. Например, в "Икее" букет из пяти тюльпанов несколько лет подряд стоил 79 рублей, в этом году спецпредложение – семь тюльпанов с вазой за 169 рублей. В "Перекрестке" за 149 рублей можно купить традиционные пять тюльпанов. В сети "Цветоптторг" такой букет стоит 200 рублей. В небольших салонах с 1-5 точками продажи, например, в "Мире цветов" - около 100 рублей. В премиум-сегменте – от 300 рублей.
Большинство тюльпанов закупаются за рубежом, в основном, в Голландии. Причина банальная: там дешевле. "Наш опыт закупки российских тюльпанов был крайне неудачным. В России они либо просто дороже, либо дороже и хуже", - говорит Роман Шварцман, гендиректор "Цветоптторга".
"Цветочный бизнес в Голландии хорошо знает, что 8 марта в России – женский праздник. В эти дни импорт цветов в Россию растет на 20%. Отпускная цена тюльпанов – от 10 до 25 рублей", - рассказал "ДП" Кейс Краненбург, агроном-технолог агрохолдинга "Выборжец", переехавший три года назад в Россию из Голландии.
Восьмимартовская закупка
Есть и местные производители тюльпанов. Высокие цены на свою продукцию они объясняют расходами на электричество, отопление, транспортные услуги и растаможку: луковицы для выращивания цветов они все равно, как правило, закупают в Голландии.
На одном из таких производств побывал и корреспондент "ДП". На территории ЗАО "Племенной завод "Приневское" для цветоводства в 2010 году открыли тепличные комплексы "Северная мечта" и "Новая Голландия". Из общей территории производства 2200 Га под цветы используется 20 тыс. м2. Специально к 8 марта здесь вырастили 220 тыс. тюльпанов, причем 98% из них были проданы уже к 3 марта. В розничной продаже "Приневское" брало 35 рублей за цветок, а в оптовой – 26 рублей. "После 8 марта цена падает до 14-15 рублей, так что реализация тюльпанов имеет смысл только к женскому дню", - объяснила "ДП" Людмила Хаматнурова, ведущий агроном-технолог "Приневского".
Основные "цветочные" заказчики этого производства - малый бизнес, салоны и сети ("Гранд-флора", "Лилия", "Восторг", One rose и др.) и корпоративные клиенты ("Мостотряд 19", "Гатчина-газ", "Водоканал-строй", "Русарсенал СПб" и др.) "Рентабельность нашего производства – 25%. Помимо тюльпанов, к 8 марта хорошо идут нарциссы и гиацинты, а также горшочки с крокусами по 60 рублей. После 8 марта на тех же территориях мы выращиваем "летники", то есть цветы, которые живут один год. Их в основном закупают для озеленения", - рассказал "ДП" Михаил Романов, заместитель гендиректор "Приневского" по производству.
На фото: Выращивание цветов в теплицах ЗАО «Племенной завод «Приневское».
Незапланированный букет
Объем петербургского рынка цветов оценивается в 12 млрд рублей. Цветочные покупки делятся на две основные категории — импульсные и запланированные. Несколько лет назад на импульсные покупки ориентировались всего 100–200 салонов. Сегодня их больше 1000. Развитие этого сегмента произошло после того, как губернатор Петербурга Георгий Полтавченко разрешил торговлю цветами у метро.
В импульсной торговле большое значение имеет расположение магазина. Здесь продажи к Женскому дню могут быть равнозначны стандартной выручке за полгода и даже год. Так, в "Мире цветов", где все четыре магазина у станций метро, говорят, что к 8 Марта прогнозируют рост продаж в 8 раз.
Розничные торговцы из "запланированного" сегмента, то есть с меньшим потоком посетителей, рассчитывают на увеличение прибыли в 3 – 4 раза. При этом букет к 8 марта для эконом-класса стоит 200-300 рублей, для среднего класса – от 800 рублей. В премиум-сегменте стоимость букета начинается от нескольких тысяч рублей и доходит до 15-20 тысяч.
Розы и тюльпаны, распространенные в эконом– и среднем классах, в премиум–сегменте не востребованы. "Большинство мартовских заказов — это букеты с весенними цветами: нарциссами, крокусами, медуницами, фиалками. Востребованы и полевые цветы", — рассказала Вера Ильина, флорист салона "Цветочный домик" GinzaProject. Самая популярная в Петербурге премиум–покупка — букет ландышей по цене от 3 тыс. рублей или экзотические цветы по спецзаказу из африканских стран.
Сметают все букеты
Если непосредственно в цветочных салонах основной доход выпадает на 8 марта, то у оптовиков приток клиентов происходит с 6 до 10 марта. "Из года в год мы наблюдаем увеличение продаж в 4-5 раз к Женскому дню. Неизменно популярны тюльпаны и розы. Закупать их начинают заранее, чтобы поздравлять коллег. Кто-то, наоборот, отмечает праздник 9-10 числа, поэтому заказы выпадают и на эти дни", - рассказал "ДП" Евгений Домашев, коммерческий директор северо-западного представительства "7 цветов".
В "Цветоптторге" (петербургский лидер по закупкам срезанных цветов и количеству точек продажи – 70 магазинов) вообще сказали, что к 8 марта покупатели сметают с прилавков все. "В прошлом году у нас был 1 млн чеков за три праздничных дня, а в среднем сеть продает 300-350 тыс. букетов в месяц", - рассказал "ДП" Роман Шварцман, гендиректор "Цветоптторга". К этому 8 марту "Цветоптторг" закупил 6 млн роз в Африке и Латинской Америке.
На фото: Завод предпродажной подготовки компании "Цветопторг".
Восьмимартовские хитрости
Чтобы получить дополнительную выгоду, компании готовят особые маркетинговые ходы к 8 марта. "Обычно наценка на цветы, приобретенные на складе, составляет 100%, но 8 марта она еще увеличивается", - говорит Алла Николаева, президент Ассоциации флористов Петербурга.
Большинство магазинов объявляют скидки. Так, "Мир цветов" раздает буклеты с фотографиями спецпредложений. "Эти букеты мы составили, исходя из популярности цветов: розы, тюльпаны, другие традиционные цветы дополняли экзотикой", - рассказал Александр Шипинов, гендиректор компании. При том, что спрос непосредственно на "экзотику" - пониженный, подобный ход позволяет реализовать ее вместе с популярными розами и тюльпанами.
Еще один ход: небольшие розничные продавцы, у которых есть только одна торговая точка, арендуют еще одну на несколько дней, чтобы получить дополнительную прибыль к 8 марта.
В "Цветоптторге" акцентируют внимание на том, что не повышают цены. "На самом деле, дорожает все, - цены у поставщиков, транспортные услуги и даже таможня с 23 февраля по 8 марта повышает пошлину на 30%, - но мы оставляем стандартные цены на свои букеты, поэтому их и раскупают полностью. Еще один важный момент: наши магазины работают по принципу "мужчина торопится", на покупку требуется 5-10 минут, не нужно ждать, пока флорист соберет букет, стоять в очередях. Впрочем, 80% наших покупателей – не мужчины, а женщины, которые хотят украсить букетом дом," - говорит Роман Шварцман.
Пол салона на тысячу мужчин
В июле 2013 года цены на свежесрезанные цветы в России снизились на 1,2%, а спрос на цветы эконом-класса был выше, чем на дорогую продукцию, по данным Росстата. Для открытия одного цветочного салона около 200 м2 в Петербурге с цветами и сопутствующими товарами требуется не менее 3,5 млн рублей. Считается, что рентабельность цветочного бизнеса - в пределах 30%. Пик продаж помимо 8 марта приходится на 14 февраля и 1 сентября.
Петербург занимает 13 место в России по количеству цветочных салонов: 70 точек на 100 тыс. мужчин. Для сравнения, по данным 2ГИС, на 100 тыс. мужчин в Москве приходится 36 цветочных салонов (33 место по России), а в Калининграде - 119 салонов (1 место).