"Деловой Петербург". Отставка по совету

Автор фото: Яндоли Роман

Хаос в управлении госкорпорацией ОСК парализовал российское судостроение. Уже завтра президент корпорации Владимир Шмаков может иуйти в отставку. Главный претендент на его место - петербуржец Андрей Дутов.

Внутрикорпоративная борьба за власть между президентом Объединенной судостроительной корпорации (ОСК, принадлежит государству) Владимиром Шмаковым и главой совета директоров Андреем Дутовым близится к завершению. Завтра, 12 марта, президент РФ Владимир Путин проведет совещание по поводу развития госкорпорации, в частности, поинтересуется, как исполняются его поручения, данные в мае 2013 года вновь назначенному главе ОСК Владимиру Шмакову.
По словам опрошенных "ДП" судостроителей, уже давно ожидающих отставки руководителя ОСК, хвастаться нечем, в компании управленческий кризис, ее деятельность парализована, весьма вероятно, что на этом совещании Владимир Шмаков пополнит ряды экс–президентов, став третьим главой корпорации, не сумевшим наладить эффективное взаимодействие составных частей госхолдинга, объединяющего 39 судостроительных и судоремонтных предприятий с годовым оборотом 200 млрд рублей. "Это уже будет четвертый президент на моей памяти, но в ОСК как был хаос, так и остался", — добавляет собеседник "ДП". Один из претендентов на пост президента ОСК — Андрей Дутов, возглавляющий петербургское ФГУП "Крыловский государственный научный центр" (не входит в ОСК).

Стоп–машина

Публично петербургские судостроители опасаются критиковать руководство ОСК, но в приватных беседах сетуют на плохую организацию управленческих процессов.
"В аппарате компании работают около 400 человек, решения принимаются очень медленно, мы подолгу не можем получить одобрение кредитов", — рассказывает один из судостроителей.
Ярким примером внутренней неразберихи, по его мнению, стал арест гендиректора Северной верфи Александра Ушакова. В схватке с налоговиками он сэкономил предприятию 1 млрд рублей, заплатив юридической фирме 38 млн рублей. Однако из–за того, что, как ранее говорил представитель ОСК, свои действия Ушаков не согласовал с руководством корпорации, у правоохранителей появился повод обвинить его в крупном мошенничестве.
Из–за внутренних проблем, как говорят судостроители, завис крупный проект ОСК по строительству жилья в Ленобласти для сотрудников верфей. Не ясна судьба строительства необходимого Северной верфи сухого дока. Как ранее писал "ДП" со слов представителя ОСК, средства на строительство выделены, а сейчас приходит информация, что проект встал.
Затягивается процесс технологического объединения Выборгского судостроительного завода и финской верфи Arctech Helsinki Shipyard. Рассматриваются варианты продажи обоих верфей структурам "Роснефти", возглавляемой Игорем Сечиным, или "Совкомфлоту".
Кстати, первый президент ОСК Роман Троценко, объединивший в корпорации основную массу активов (общей стоимостью свыше 200 млрд рублей), теперь работает советником Сечина по судостроению.
Крупные проблемы у ОСК есть и в других регионах, в частности, со строительством крупнейшей верфи "Звезда" на Дальнем Востоке. Недовольство темпами строительства этой верфи уже выражал вице–премьер, курирующий деятельность ОСК, Дмитрий Рогозин. В результате пост президента ОСК покинул Андрей Дьячков, руководивший прежде "Севмашпредприятием" и ЦКБ "Рубин".

Из танка на палубу

На место Дьячкова президент РФ поставил Владимира Шмакова. В судостроение новый управленец пришел из танкового производства с должности первого заместителя гендиректора Уралвагонзавода — уже тогда этот факт вызвал скепсис у многих судостроителей. Кандидатуру танкиста предложил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, а Дмитрий Рогозин поддержал.
Владимир Путин поручил новому президенту разработать стратегию развития ОСК до 2030 года. В подготовке документа, как уверяют судостроители, активное участие приняли специалисты Крыловского центра. А в августе прошлого года его глава Андрей Дутов, поддерживаемый Мантуровым, возглавил совет директоров ОСК. После этого аппаратная борьба обострилась.

Совет недоволен

В распоряжении "ДП" оказался документ, обращенный к Шмакову и членам совета директоров ОСК, в котором Андрей Дутов критикует президента корпорации за неисполнение решений совета директоров. В частности, до сих пор не утверждена новая структура ОСК в соответствии с принятой стратегией развития, согласно которой внутри корпорации предполагается создать дивизионы, объединяющие активы по типу выпускаемой продукции.
Причем к документу прикреплено несколько схем организационных структур. Все подписаны Шмаковым, но в одних во главе корпорации стоит совет директоров, а в других — президент и правление, а совета директоров и вовсе нет.
Как пояснил источник в отрасли, президент ОСК пытается внести поправки в устав корпорации, чтобы закрепить больше полномочий за собой.
Сейчас фактически оперативное управление корпорацией сосредоточено в совете директоров, в частности, он назначает и снимает глав предприятий. Так, например, сразу после своего назначения Андрей Дутов снял Александра Вознесенского с поста главы Балтийского завода. Это кадровое решение, по мнению многих судостроителей, похоже на месть, поскольку вопросы к Вознесенскому были у Дениса Мантурова, да и Дутов не испытывал к нему теплых чувств из–за конфликта вокруг ЦКБ "Айсберг", в результате которого были заведены уголовные дела в отношении некоторых руководителей Крыловского центра.
Потеря Вознесенского дорого обходится Балтзаводу. Прежний руководитель энергично отстаивал в судах имущественную целостность предприятия в борьбе со структурами Объединенной промышленной корпорации (ОПК) Сергея Пугачева, уступившей в 2012 году ОСК контроль над банкротящимся Балтзаводом. Однако после ухода Вознесенского ОПК начала одерживать верх в судебных тяжбах, и на прошлой неделе ее структурам удалось оторвать у завода лакомый кусочек земли на Васильевском острове площадью около 6 га.

Отказаться нельзя

В конце февраля в Минпромторге должно было пройти совещание под руководством Дениса Мантурова, на котором, поясняют источники, близкие к совету директоров, предполагалось предложить Владимиру Шмакову подать в отставку. Но он заболел.
Затем 5 марта планировалось обсудить новый устав и оргструктуру корпорации на заседании президиума Морской коллегии при правительстве РФ. Но в последний момент оба вопроса сняли с повестки дня. "Решили не выносить сор из избы. Это наше внутреннее дело", — пояснил источник, близкий к совету директоров.
Среди претендентов на пост президента ОСК опрошенные судостроители выделяют трех человек. Прежде всего это Андрей Дутов. В 2008 году он уже претендовал на должность президента ОСК, вспоминают судостроители, но его не поддержал Игорь Сечин, занимавший тогда пост вице–премьера.
"Сейчас Дутову это не нужно. Он не рвется в президенты", — говорит источник в Крыловском центре.
Другим кандидатом считается Дмитрий Петров, сменивший в конце сентября 2013 года должность замглавы "Рособоронэкспорта" на пост вице–президента ОСК. С момента прихода в корпорацию Петрову прочат место Шмакова.
Замыкает тройку основных претендентов Владимир Поспелов, член военно–промышленной комиссии при правительстве РФ и совета директоров ОСК.
На кого укажет перст президентский, угадать невозможно, отмечают судостроители: кого выберут, тому и придется расхлебывать кашу, отказаться не получится.
Основная задача президента ОСК — наладить эффективное корпоративное управление в отрасли. Пока этого сделать никому не удалось. Например, в корпорации достаточно длительная процедура прохождения сделок. Неэффективно налажены закупочные процедуры внутри, пожалуй, всей отрасли. Примерно 80% от стоимости судна составляют комплектующие, которые приходится закупать у других поставщиков. И здесь судостроители весьма много проигрывают из–за того, что долго и недостаточно эффективно проводятся конкурсные процедуры.
Олег Тимофеев
заместитель генерального директора ФГУП "Крыловский государственный научный центр"
Перед судостроителями государство ставит колоссальные задачи: обновление военно–морского флота, строительство судов и морской техники для освоения Арктического шельфа и Севморпути. Для решения этих задач потребуется много специалистов. Но в отрасли уже дефицит кадров, и одна из приоритетных задач ОСК — это участие в реорганизации системы образования, чтобы выпускники соответствовали современным запросам работодателей. Сейчас мы при поддержке руководства корпорации пытаемся создавать кафедры на судостроительных предприятиях, в научных центрах.
Евгений Апполонов
и.о. ректора Петербургского государственного морского технического университета