Россия, Санкт-Петербург. Круглый стол "Инновации в промышленности". На снимке: Павел Плавник, генеральный директор ОАО "Звезда".
10:0027 марта 201410:00
130просмотров
10:0027 марта 2014
Петербургские промышленники ищут замену украинским партнерам. Одним из первых в выигрыше оказалось предприятие "Звезда", которое получит от государства 2 млрд рублей на организацию нового производства.
Не желая поддерживать экономику Украины, российские власти подталкивают исполнителей крупных госзаказов к замене украинских поставщиков на российских смежников. На этой волне дополнительные средства из госказны могут получить петербургские промышленники, в частности ОАО "Звезда" (производит судовые двигатели), ОАО "Климов" (вертолетные двигатели), машиностроительный холдинг "Кировский завод", производитель энергетического оборудования "Силовые машины", кабельная компания "Севкабельхолдинг" и другие. В частности, "Звезда" уже получила от Минпромторга 2 млрд рублей в этом году на организацию производства судовых редукторов. Транш согласовывали много месяцев, но российско–украинский конфликт ускорил переговоры.
Быстрая реакция
Еще 2 месяца назад кардинального изменения отношений двух братских народов никто не ожидал. В середине января бывший премьер–министр Украины Николай Азаров заявлял, что программа промышленной кооперации Украины и России должна быть запущена в феврале. А вчера украинские парламентарии в ответ на захват Крыма всерьез обсуждали возможности разрыва промышленной и военной кооперации с Россией.
Торговый обмен между странами стремительно падает, и некоторые петербургские промышленники уже извлекли из кризисной ситуации пользу. Например, местный "Севкабель", по словам его представителя, оказался вне конкуренции, как только украинские заводы прекратили поставки в Россию.
Поставки свернуты и по многим другим товарам. Экспорт Украины в Россию, согласно данным Федеральной таможенной службы РФ, только в январе упал на 37%, до рекордно низкой отметки за последние 5 лет — $698 млн. Значительная доля (около 40%) из общего объема экспорта приходится на машиностроение: локомотивы, вагоны, ракетную, авиационную, радиолокационную технику, газотурбинные установки, энергетическое оборудование, химическую и нефтехимическую продукцию.
Например, тот же "Севкабель" везет из Харькова негорючий пластикат. Заменителя в РФ пока нет, поэтому "Севкабель" создает резервные запасы на случай непредвиденных обстоятельств.
Деньги нашлись
Нет альтернативы в РФ и украинским силовым установкам для строящихся на Северной верфи корветов и фрегатов. Их приводят в движение газотурбинные установки и агрегированные с ними редукторы украинского николаевского предприятия "Зоря–Машпроект".
Наладить выпуск редукторов к 2016 году взялось местное ОАО "Звезда", контролируемое Павлом Плавником. По его словам, благодаря обострению отношений с Украиной, несмотря на сокращение федерального бюджета на оборонку, Минпромторг все же смог выделить 2 млрд рублей в этом году на организацию производства редукторов. А производство морских газотурбинных установок сейчас энергично осваивает рыбинское НПО "Сатурн". На прошлой неделе на предприятии прошло заседание совета военно–промышленной комиссии при правительстве РФ, на котором как раз обсуждался вопрос импортозамещения.
На Северной верфи не переживают, что обострение отношений с украинцами может отдалить сроки изготовления текущих заказов на корветы и фрегаты. "Даже во время Второй мировой войны американские заводы исполняли заказы гитлеровской Германии, так что у нас нет сомнений насчет поставок с Украины", — заявили на Северной верфи.
Что касается подводных лодок, то в этом сегменте кораблестроения наша промышленность менее зависима от украинских поставщиков. "Некоторые комплектующие мы получали с Украины, но, к счастью, поставщик находится в Симферополе, который стал российским. К тому же все украинские изделия мы можем заменить на отечественные", — говорит Владимир Дорофеев, гендиректор ОАО "Санкт–Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит" (курирует строительство атомных подводных лодок проекта 885 "Ясень").
Построим сами
Группа "Кировский завод"
Георгия Семененко, победившая в конкурсе Балтийского завода на изготовление паротурбинной установки для атомного ледокола проекта 22 220, планировала строить ее совместно с украинским ОАО "Турбоатом".
В частности, на украинском предприятии предполагалось проводить испытание установки. Однако сейчас планы изменились, Георгий Семененко заявил "ДП", что в планах группы построить собственный испытательный стенд и проводить все работы самостоятельно.
Тянет в Россию
Совместно с "Турбоатомом" и харьковским заводом "Электротяжмаш" петербургский энергомашиностроительный холдинг "Силовые машины" Алексея Мордашова участвует в модернизации электростанций.
"Украинских поставщиков у нас очень незначительное количество. В настоящее время перебоев или каких–либо других сложностей с поставками мы не наблюдаем. В случае возникновения проблем альтернативные предложения можно легко найти на российском рынке", — заявили в "Силовых машинах". А между тем в начале этой недели, как сообщают украинские СМИ, гендиректор "Турбоатома" Виктор Субботин направил премьер–министру Арсению Яценюку, а также исполняющему обязанности президента Украины Александру Турчинову письма, в которых утверждается, что идет целенаправленная рейдерская атака на предприятие. При этом в устной форме украинцы намекают, что атака инициирована с российской стороны.
Алексей Мордашов уже контролирует 5% "Турбоатома". А несколько лет назад обсуждался вопрос о продаже украинского производителя турбин россиянам в обмен на скидку на газ.
Без Украины не взлетим
Если Украина пойдет на разрыв производственной кооперации с Россией, то шанс существенно нарастить обороты появится у петербургского ОАО "Климов" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, ОДК). Завод выпускает вертолетные двигатели по лекалам запорожского "Мотор–Сич", занимающего лидирующие позиции на постсоветском пространстве в разработке и производстве авиационных газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов. Примерно 30% продукции компания поставляет в Россию.
Силовые агрегаты "Мотор–Сич" до сих пор поднимают в небо почти все российские вертолеты. Небольшая часть этих двигателей собирается в России из украинских комплектующих. До 2015 года по договору с входящим в "Оборонпром" ОАО "Вертолеты России" украинцы должны поставлять в РФ около 270 двигателей ежегодно для вертолетов "Ка–31", "Ка–32", "Ми–17", "Ми–8 МТВ", "Ми–24", "Ми–28".
В случае обострения отношений с соседями "Климов" подстрахует госзаказчиков. В конце декабря 2012 года ему удалось полностью из российских комплектующих собрать двигатель ВК–2500 для вертолетов "Ка–52" и "Ми–28". После модернизации "Климов" сможет выпускать до 400 двигателей в год. Впрочем, в ОДК сообщили, что разрывать отношения с украинским партнером не планируют, отметив, что, даже наоборот, будут углублять сотрудничество в разработке перспективных двигателей для гражданской и военно–транспортной авиации. Для этого планируется создать совместное с "Мотор–Сич" предприятие, в котором доля ОДК составит 51%, а остальные 49% достанутся украинской стороне.
“
Обострение отношений с Украиной не станет для нашего ВПК катастрофой. Уже сейчас многие украинские специалисты работают в России, а со временем их будет здесь еще больше. Более серьезные проблемы могут возникнуть, если западные страны перекроют нам доступ к передовым технологиям. Придется приобретать их через третьи страны, например Казахстан или Китай. Но для этого нужно политическое решение. В мае Владимир Путин посетит Китай, который последние десятилетия тащил технологии со всего мира, и, думаю, главы государств обсудят вопрос военного сотрудничества.
Руслан Пухов
член президиума Общественного совета военно–промышленной комиссии при правительстве РФ, директор Центра анализа стратегий и технологий
“
Производители ищут новых поставщиков из–за агрессивной политики ЕС и США по ограничению экономических свобод РФ. Бизнесу надо ставить задачу в рамках своих ассоциаций перед правительством РФ на разработку целевых программ по локализации сырьевых производств в РФ. Сегодня 90% всех пластикатов для кабельной отрасли поставляется из Европы, а также 100% оборудования, запчасти, инструмент, комплектующие. Локализация даст толчок машиностроению, нефтепереработке. Пластикаты делаются из нефти, к счастью, ее у нас много, но мы ее не умеем перерабатывать, надо учиться.
Владимир Бухин
генеральный директор группы компаний "Севкабель"