Поправки в Налоговый кодекс будут стоить петербургскому малому бизнесу 20 млрд рублей в год. Компании, работающие по упрощенке, с 2015 года начнут платить налог на имущество.
В России стартует реформа начисления налога на имущество организаций. Налоговая нагрузка на бизнес возрастет, льготы для малого бизнеса отменяются.
Рассмотрение важнейшего для рынка законопроекта прошло в Госдуме практически незамеченным, на прошлой неделе документ одобрил Совет Федерации, сейчас закон находится на подписи у президента. Поправки в Налоговый кодекс вступят в силу через месяц после публикации, но положения, которые касаются уплаты налога на имущество, начнут применяться с 2015 года. Самые революционные поправки затрагивают предпринимателей, которые используют упрощенную систему налогообложения (УСН). До сих пор они были освобождены от уплаты налога на имущество, теперь малый бизнес лишают этой льготы.
Это страшное слово "кадастр"
Согласно принятым изменениям вместо остаточной балансовой стоимости имущества для расчета суммы налога для малого бизнеса будет применяться приближенная к рыночной кадастровая стоимость. До сих пор переход на уплату налога от кадастровой стоимости планировали сделать поэтапным и начать с офисных и торговых помещений. Ставка налога на 2015 год — 1,5% кадастровой стоимости имущества, в 2016 году и последующих — 2%.
В Петербурге, по данным на 2011 год, УСН использовали более 114 тыс. малых предприятий. Те из них, кто воспользовался правомприватизации арендуемых у КУГИ помещений, будут вынуждены платить дополнительный налог. По данным Фонда имущества на начало этого года, с момента принятия в 2009 году 159–ФЗ о малой приватизации до середины февраля этого года в Петербурге было выкуплено 3257 объектов, из них за последний год — 514 помещений. Закон коснется только объектов недвижимого имущества, которые поименованы в ст. 378 – 2 НК РФ: ТРК, административно–офисные здания и помещения в них, здания и помещения, в которых под офисы, торговлю или общепит используется более 20% площади.
"Следовательно, нестационарные объекты этот налог не затронет. Если, конечно, они не оформлены каким–то образом как недвижимость", — говорит Ирина Иванова, депутат ЗС Петербурга, член постоянной комиссии по экономике, промышленности и собственности. Городские власти уже начали готовиться к переходу на взимание налога по кадастровой стоимости.
Еще в 2012 году ГУП ГУИОН провело кадастровую оценку объектов недвижимости в Петербурге и рассчитало стоимость для 496,2 тыс. объектов — это здания, помещения, объекты незавершенного строительства, у которых нежилая функция. По данным ГУП ГУИОН,в среднем кадастровая стоимость торговых объектов (их порядка 20 тыс.) в 1,15 раза выше инвентаризационной, у объектов офисно–делового назначения (таких начитывается примерно 32 тыс.) — в 2,06 раза. Месяц назад в КЗРиЗ решили актуализировать данные и провести инвентаризацию объектов. Результаты новой оценки планируют получить к осени этого года. В "ОПОРЕ России" подсчитали, что в результате этой реформы налоговая нагрузка на малый бизнес по стране возрастет на 200 млрд рублей.
Если учесть, что на Петербург приходится 10% этой суммы, в следующем году городской бюджет сможет дополнительно получить около 20 млрд рублей.
Отметим, что примерно такую же сумму (20,5 млрд рублей) в 2013 году совокупно заплатили все владельцы недвижимости в Петербурге.
Кто заплатит
До сих пор дробление предприятий на несколько ООО, чтобы соответствовать критериям для УСН, было довольно распространенной уловкой, к которой прибегали предприниматели для снижения налоговой нагрузки.
При этом, как считают петербургские юристы, схемы оптимизации налогообложения через дробление бизнеса, когда множество малых предприятий, фактически образующих один крупный бизнес, платят налоги по упрощенной схеме, не потеряют своей привлекательности.
"Упрощенка плюс налог на имущество все равно выгоднее, чем стандартное налогообложение", — считает, например, Сергей Сосновский, руководитель налоговой практики юридической фирмы "Пепеляев Групп".
Соображениями выгоды руководствовался бизнес при использовании имущества и до сих пор. Как рассказывает Сергей Осутин, председатель совета директоров консалтинговой группы "О.С.В.", он знаком с ситуацией, когда собственники одного из домов в самом центре города разбили его поэтажно на четыре юрлица и таким образом, используя упрощенку и не превысив порога стоимости имущества 100 млн рублей, не платили налог. "Что теперь они будут делать, — говорит Сергей Осутин, — не знаю, но что–нибудь придумают: скорее всего, на сумму налога подорожают товары и услуги, в конечном счете за все заплатит потребитель".
Цель и смысл
По словам Сергея Сосновского, основная цель законопроекта — исключить из упрощенки имущество, налог с которого привязан к кадастровой стоимости объекта. При этом решать, кому платить налоги с кадастровой стоимости имущества, а кому с балансовой, будет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Федерации. Причем Налоговый кодекс РФ будет содержать лишь общий список категорий объектов, которые можно включать в этот перечень (бизнес–центры, торговые комплексы, недвижимость иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в России, и пр.). Критерии же включения и само составление перечня полностью отдаются на откуп местным властям.
Председатель городского комитета по земельным ресурсам и землеустройству Валерий Калугин уже заявлял, что в Петербурге планируется взимать налог по кадастровой стоимости с недвижимости площадью от 3 тыс. м2.
В Москве и Московской области планка отсечения выше — от 5 тыс. м2. В соответствии с этим критерием в столице был составлен перечень из 1,8 тыс. помещений, владельцы которых заплатят налог по кадастровой стоимости.
По предварительным оценкам КЗРиЗ, в Петербурге около 5 тыс. объектов, по своим критериям подпадающих под действие закона.
"Четкость критериев, по которым составлялся, к примеру, московский перечень, уже вызывает вопросы, — сообщил Сергей Сосновский, — многие компании, у которых кадастровая стоимость имущества ниже балансовой и которые хотели бы попасть в этот перечень, в него не попали. И наоборот".
Сейчас московские предприниматели осаждают мэрию, пытаясь добиться корректировки перечня. "Судебных споров по этому поводу пока нет, но их появление — дело ближайшего будущего", — отметил эксперт. Причем в законе содержится указание, что те компании, которые задумают раздробить свое имущество до начала действия закона, все равно будут платить налог по старой кадастровой стоимости, уже определенной.
“
Моя позиция, в общем, такая же, как и у "ОПОРЫ России" в целом: этот закон не прошел через общественное обсуждение, стал ударом втихую. Всем известно, что малый бизнес несет социальные функции, но при этом платежи, к которым его принуждает государство, перекрывают всю существующую поддержку. Государство одной рукой что–то дает, другой тут же что–то забирает. Так же было с постановлением № 442 в электроэнергетике, которое создавалось, чтобы упростить жизнь малому бизнесу, а стало только дополнительным грузом на его плечах.
Андрей Горюнов
заместитель председателя регионального отделения "ОПОРЫ России"
“
Когда дело касается налога на имущество, а не только недвижимости, самый большой удар приходится на промышленность. Ведь налог придется платить на дорогое оборудование — так малому и среднему бизнесу снова подрезают крылья. Я вижу в этом не столько лоббирование интересов крупного капитала, сколько прямолинейную попытку пополнить бюджет. Беда в том, что наши чиновники по психологии — временщики, им важно получить что–то сейчас, но в будущем бюджет только потеряет: одни компании разорятся, другие просто не откроются.
Алексей Третьяков
“
Закон уничтожает сам смысл упрощенной системы налогообложения. Первым звонком стала недавно введенная отчетность для УСН. При таком подходе проще уж вернуться на общую систему налогообложения. В этом вся суть нашей государственной политики поддержки малого предпринимательства. Одной рукой мы даем ему право выкупа арендованного имущества, а другой отнимаем УСН и заставляем платить налоги с этого имущества. Особенно "радостно" это видеть в период очередной волны экономического кризиса.
Ирина Иванова
депутат ЗС Петербурга