После того, как "Октябрьская железная дорога" откорректировала и озвучила бюджет развития транспортных узлов Петербурга и Ленобласти до 2025 г., выяснилось, что компании не хватает 530 млрд рублей на строительство и реконструкцию участков Ручьи-Лосево, Заневский пост-Ручьи, Гатчина-Лужская, на мостовые переходы и грузовые станции.
Чтобы развивать железнодорожное движение в Петербурге и Ленобласти до 2025 года в тех объемах, которые предполагались изначально, нужно 626,7 млрд рублей. Такую цифру назвал Вадим Морозов, первый вице-президент ОАО "РЖД", на координационном совете Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти. При этом в компании не представляют, откуда взять 84,1% этой суммы, то есть почти 530 млрд рублей.
Обеспечены финансированием только проекты на общую сумму 118,1 млрд рублей. Из этих денег 70 млрд рублей, то есть 18%, инвестируют сами "РЖД". Эти деньги они вложат именно в рамках работы Дирекции по развитию транспортной системы. Всего компания инвестирует 151 млрд рублей в развитие железнодорожного движения в регионе. Еще 8,7 млрд рублей — субсидии из федерального бюджета. Внебюджетное финансирование составит 38,7 млрд рублей.
Вадим Морозов предложил не отказываться от планов по развитию. Ранее их стоимость не оглашалась, но предполагалось, что планы будут реализованы до 2025 года. Однако идея о вложении более 626 млрд рублей показалась сомнительной практически всем участникам координационного совета, в том числе министру транспорта Максиму Соколову. "Бюджетная система России не позволяет рассчитывать на то, что в федеральном и региональном бюджете появятся дополнительные доходы, и на то, что они будут направлены на развитие компаний, пусть даже таких больших как "РЖД". Тем более, бюджет "РЖД" формируется по принципам, заложенным в бюджетном кодексе. Нельзя рассчитывать генеральную схему, опираясь на такой большой неподтвержденный объем финансирования", - заявил Максим Соколов. Поддержал его и губернатор Петербурга Георгий Полтавченко: "Бюджетный процесс идет сложно и ожидать дополнительных средств не приходится".
В "РЖД", тем не менее, не собираются инвестировать в нерентабельные проекты. "Несмотря на необходимость для развития региона, мы не готовы вкладываться в реконструкцию и строительство участков, которые не принесут прибыли", - заявил Виктор Степов, начальник Октябрьской железной дороги (филиал ОАО "РЖД").
Ранее запланированная реконструкция участка Ручьи-Лосево, строительство дополнительного пути Заневский Пост-Ржевка-Ручьи, строительство второго мостового перехода через Неву и третьего главного пути Петербург-Колпино, а также реконструкция участка Гатчина-Лужская под пригородное движение теперь под вопросом.
При этом, когда речь на координационном совете зашла о развитии легкорельсового трамвайного движения, представители "РЖД" и его северо-западного подразделения "ОЖД" забеспокоились. Они начали интересоваться, не составит ли "легкорельс" конкуренции электричкам. Проектировщики "легкорельса" поспешили заверить, что собираются дублировать только наземный общественный транспорт.
С другой стороны, по данным "
ОЖД
", между городом и областью проезжает около 75 млн пассажиров, и пригородные перевозки выросли вдвое только за последние 5 лет. Также за последние годы с 18% до 27% выросла доля грузовых перевозок.
В получении дохода "РЖД" делает ставку именно на грузовые перевозки. В ближайшие годы планируется создание сети терминально-логистических центров. Ранее планировалось перенести грузовые работы с Финляндского вокзала и со станции "Заневский пост-2" через станцию "Московская-Товарная" на "Парнас". Теперь все эти планы под вопросом. Между тем, в районе "Московской-Товарной" уже запланирована масштабная жилая застройка. После переноса на станциях должны были провести ремонтные и строительные работы. Скорее всего, теперь "РЖД" ограничится комплексной реконструкцией станции "Товарная-Витебский", которая также планировалась ранее. На время работ грузовые потоки перенесут на станцию "Шушары". По данным "РЖД", в год около 133 млн тонн грузов выгружается и около 140 млн загружается на территории Петербурга и Ленобласти.